Под Новосибирском исследуют небывало богатое «кладбище» мамонтов
07.10.2016

Под Новосибирском исследуют небывало богатое «кладбище» мамонтов

Местонахождение мамонтовых костей в Волчьей Гриве оказалось еще богаче, чем считали ученые.

information_items_4561

Возвышенность Волчья Грива в Новосибирской области 11–14 лет назад была одним из последних мест обитания мамонтов в Сибири. Научная работа здесь ведется уже больше полувека, но летом 2016 г. очередная экспедиция Томского университета собрала рекордный «урожай». В распоряжении ученых оказались более 780 костей и зубов мамонтов, бизонов, лошадей, а также, по предварительной идентификации, полярных лисиц и грызунов.

Исследователи не ждали, что Волчья Грива окажется такой богатой на находки. «В некоторых случаях нам попадались сразу больше сотни костей – ребер, позвонков, конечностей – на участке площадью в квадратный метр и метр глубиной, – рассказал The Siberian Times Сергей Лещинский. – Останки шерстистых мамонтов великолепно сохранились».

©Siberian Times, ТГУ

На особо богатый участок «кладбища» ученые вышли благодаря помощи местного населения. Расположен он практически в центре местной деревни Мамонтовое, жители которого нередко наталкиваются на кости древних великанов, роя колодцы и канавы. Лещинский и его коллеги отметили «двухслойное» залегание мамонтовых костей, как будто они приходили сюда двумя волнами.

На глубине 3–3,1 м лежат более крупные кости животных, предварительно датированные 30 тыс. лет назад, на глубине 2,6–2,1 м – останки более мелких мамонтов, возрастом около 10 тыс. лет. То, что мамонты ближе к концу своего существования «измельчали», давно не секрет для специалистов, но увидеть этот процесс буквально на одном и том же месте – большая редкость.

Томские ученые отметили не только миниатюризацию поздних мамонтов, но и другие признаки близящегося вымирания – такие как остеодистрофия, видимо, вызванная нехваткой минералов в пище. Именно богатые ими почвы Волчьей Гривы могли привлекать сюда этих травоядных великанов.

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.