13.11.2015
Редакция Naked Science

Певчие птицы жертвуют пищей во имя любви

Биологи из Оксфордского университета на примере больших синиц выяснили, что птицы лучше останутся голодными, чем покинут своих возлюбленных. Ученные предполагают, что их выводы в отношении синиц правдивы для многих моногамных видов птиц, таких как гуси, лебеди, журавли, орлы и мелкие виды попугаев.

3182295106_bcaec2b47e_o

Как сообщает Discovery News со ссылкой на журнал Current Biology, ученые из Оксфордского университета выяснили, что многие птицы готовы пожертвовать едой во время зимы, чтобы остаться рядом со своими половинками. Исследование показало, насколько ценными могут быть стабильные отношения среди птиц.

«Выбор птицами возможности оставаться рядом с партнером, а не легкого доступа к пище говорит о том, что некоторые действия индивидов, которые кажутся неоптимальными в краткосрочной перспективе, могут быть на самом деле нацелены на приобретение долгосрочного преимущества. К примеру, синицы нуждаются в партнере для того, чтобы продолжить род и вырастить птенцов», – заявил Джош Фирт из Оксфорского университета в Великобритании.

Джош Фирт и его коллеги наблюдали за разновидностью синиц – большими синицами (Parus major). В оксфордских лесах ученые установили 12 специальных автоматизированных кормушек. Они открывались только в тот момент, когда к ним подлетала птица, к ноге которой был прикреплен радиомаячок. Для десяти «семейных» пар были открыты одни и те же кормушки, а семь пар птиц ученые разделили: самец и самка в этих парах вынуждены были кормиться на противоположных концах леса. Биологи наблюдали за синицами в течение 90 дней.

©flickr.com/Linda Tanner

Как оказалось, синицы из разделенных пар проводили почти все время вместе, несмотря на то, что самец или самка были полностью лишены возможности нормально питаться. А некоторые пары даже догадались, как попасть в запрещенные кормушки. Они заметили, что после того, как птица с правильным кодом подлетала к кормушке, та оставалась разблокированной в течение двух секунд. Этого времени было достаточно, чтобы залететь в кормушку возлюбленной или возлюбленного в разделенной паре.

Ученые полагают, что чувство любви у птиц обусловлено необходимостью продолжать род и растить птенцов. Такое поведение сформировалось у предков современных птиц и перешло им по наследству. Большая синица, или большак (Parus major), – распространенная птица из семейства синицевых, отряда воробьинообразных. Обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Моногамна или изредка полигамна, многие пары сохраняются несколько лет подряд.