Палеонтологи разгадали тайну мертвых анкилозавров — Naked Science

Палеонтологи разгадали тайну мертвых анкилозавров

Останки анкилозавров обычно обнаруживаются вверх ногами – поиски объяснений этой загадке продолжаются почти век, и лишь теперь ее удалось окончательно связать с плавучестью их тел.

ankylosaurus0

Растительноядные, покрытые панцирем анкилозавры знамениты своей массивной «палицей» на конце хвоста, которая, видимо, служила им орудием обороны. Но специалистам известна и другая их интригующая особенность: подавляющее большинство обнаруженных останков этих динозавров оказались захоронены кверху брюхом. Точку в многолетних дискуссиях вокруг этой странности может поставить недавнее исследование, отчет о котором опубликован в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.

Дискуссии эти начались еще в 1930-х, и до настоящего времени появилась масса гипотез, важнейшие из которых были проверены недавно группой палеонтологов во главе с Джорданом Мэллоном (Jordan Mallon) из Канадского музея естественной истории. Но для начала они убедились в том, что «проблема ориентации анкилозавров» – не исторически сложившийся миф. Ученые рассмотрели 36 находок, сделанных на территории Канады, и отчеты их авторов, подтвердив, что 26 из них действительно располагались вверх ногами. Случайностью это не объяснить.

Затем авторы начали проверку ключевых теорий, объясняющих этот феномен. Первая из них предполагает, что анкилозавры были довольно неловкими в движениях и, упав на спину, не могли перевернуться обратно, а хищники опрокидывали их на спину, добираясь до незащищенного панцирными пластинами брюха. Никаких подтверждений этому ученые не обнаружили, да и следы от зубов обнаружились только на одном из исследованных образцов. «Если бы анкилозавры были такими неповоротливыми, они вряд ли просуществовали бы около 100 млн лет», – добавляет Джордан Мэллон.

Другая гипотеза считает, что все связано с формой панцирного туловища анкилозавров и с расположением центра их тяжести. Когда животное умирало и разлагалось бактериями, его брюхо должно было раздуваться, что могло естественным образом переворачивать его вверх ногами. В пользу этой гипотезы обычно указывается, что такое происходит с современными броненосцами. Однако когда коллеги Мэллона сами обследовали 174 тела животных, сбитых автомобилями, подтверждения этому не нашлось. Авторы проследили и за разложением некоторых мертвых броненосцев, при этом ни один из них «естественным образом» не перевернулся на спину.

Еще одна модель объясняет ориентацию останков тем, что тела умерших животных могли оказываться в водоеме, на плаву, и легко переворачивались под собственной тяжестью. Впоследствии они оказывались на дне или на мели и заносились осадочными породами уже в таком перевернутом положении. Для проверки этой версии Мэллон и его соавторы разработали трехмерные компьютерные модели плавучести тел двух основных разновидностей анкилозавров (анкилозаврид и нодозаврид) с учетом плотности их костей, объема легких и т. п.

Помещая модели в виртуальную реку и «надувая» их животы – как под действием газов, которые после смерти продолжают выделять кишечные бактерии, – ученые следили за их поведением. В случае динозавра гипотеза работала: уже небольшого случайного отклонения было достаточно, чтобы тело на плаву переворачивалось вверх ногами. Анкилозавриды оказались более устойчивы, но достаточно сильной волны – и они переходили к более стабильной перевернутой ориентации. Именно так, видимо, происходило когда-то в природе, оставив палеонтологам одну из многочисленных, и теперь уже решенных, загадок динозавров.