Палеонтологи поняли, почему птицы пережили динозавров — Naked Science

Палеонтологи поняли, почему птицы пережили динозавров

Из всех динозавров катастрофу мел-палеогенового вымирания пережили лишь считанные единицы – предки современных птиц. Разгадкой их успеха может оказаться необычная для ящеров пищевая специализация.

iberomesornis-model

По современным представлениям, катастрофа мел-палеогенового вымирания стала лишь последней гирькой на чаше весов истории, качнувшихся в сторону гибели великих динозавров. К тому времени изменения климата уже поставили многих из них на грань выживания, и катаклизм с падением метеорита, случившийся около 65 млн лет назад, просто подтолкнул их к пропасти. С другой стороны, некоторые другие виды чувствовали себя неплохо, а такие их близкие родственники, как птицы, процветают и сегодня.

Возможную причину этого называют авторы статьи, опубликованной журналом Current Biology. Канадские палеонтологи, работающие во главе с профессором Университета Торонто Дэвидом Эвансом (David Evans), считают, что ключевой особенностью, позволившей выжить прямым предкам современных птиц и близким им группам, стала способность питаться семенами растений. После катастрофических изменений климата в эпоху мел-палеогенового вымирания, когда в небо были подняты миллионы тонн пыли и солнечный свет почти перестал достигать поверхности Земли, фотосинтез резко ослаб. Растительность на сотни тысяч лет оказалась неспособной служить обильным источником пищи, и вот тогда более устойчивые к внешним условиям семена могли стать настоящим спасением.

Ученые проследили генеалогию 188 современных видов птиц до их последнего общего предка – «птицеподобного» динозавра, уже обладавшего лишенным зубов клювом, который помогал ему питаться твердыми семенами. При этом родственники этих динозавров, сохранившие зубы, быстро вымерли после катастрофы, погубившей львиную долю растительности: сначала исчезли травоядные, а затем и поедавшие их хищники. Анализ костных останков косвенно подтвердил эту версию, показав, что в течение мелового периода, который непосредственно предшествовал тому массовому вымиранию, все большее распространение получали виды, у которых зубы постепенно уменьшались. На фоне изменений климата накануне катастрофы это может свидетельствовать о том, что именно эта группа динозавров, специализируясь на семенах, оказалась готова к падению метеорита и смогла процветать вплоть до сегодняшнего дня, попутно освоив и многие другие источники пищи.