Палеонтологи поняли, почему птицы пережили динозавров — Naked Science

Палеонтологи поняли, почему птицы пережили динозавров

Из всех динозавров катастрофу мел-палеогенового вымирания пережили лишь считанные единицы – предки современных птиц. Разгадкой их успеха может оказаться необычная для ящеров пищевая специализация.

iberomesornis-model

По современным представлениям, катастрофа мел-палеогенового вымирания стала лишь последней гирькой на чаше весов истории, качнувшихся в сторону гибели великих динозавров. К тому времени изменения климата уже поставили многих из них на грань выживания, и катаклизм с падением метеорита, случившийся около 65 млн лет назад, просто подтолкнул их к пропасти. С другой стороны, некоторые другие виды чувствовали себя неплохо, а такие их близкие родственники, как птицы, процветают и сегодня.

Возможную причину этого называют авторы статьи, опубликованной журналом Current Biology. Канадские палеонтологи, работающие во главе с профессором Университета Торонто Дэвидом Эвансом (David Evans), считают, что ключевой особенностью, позволившей выжить прямым предкам современных птиц и близким им группам, стала способность питаться семенами растений. После катастрофических изменений климата в эпоху мел-палеогенового вымирания, когда в небо были подняты миллионы тонн пыли и солнечный свет почти перестал достигать поверхности Земли, фотосинтез резко ослаб. Растительность на сотни тысяч лет оказалась неспособной служить обильным источником пищи, и вот тогда более устойчивые к внешним условиям семена могли стать настоящим спасением.

Ученые проследили генеалогию 188 современных видов птиц до их последнего общего предка – «птицеподобного» динозавра, уже обладавшего лишенным зубов клювом, который помогал ему питаться твердыми семенами. При этом родственники этих динозавров, сохранившие зубы, быстро вымерли после катастрофы, погубившей львиную долю растительности: сначала исчезли травоядные, а затем и поедавшие их хищники. Анализ костных останков косвенно подтвердил эту версию, показав, что в течение мелового периода, который непосредственно предшествовал тому массовому вымиранию, все большее распространение получали виды, у которых зубы постепенно уменьшались. На фоне изменений климата накануне катастрофы это может свидетельствовать о том, что именно эта группа динозавров, специализируясь на семенах, оказалась готова к падению метеорита и смогла процветать вплоть до сегодняшнего дня, попутно освоив и многие другие источники пищи.

Среди всех уязвимостей, те, что не требуют каких-либо действий пользователя — пожалуй, самые опасные. При правильной организации атаки жертва даже не узнает о том, что его или ее взломали и как это было сделано. Сотрудник Progect Zero, исследовательского подразделения Google, продемонстрировал реализацию подобных атак на iPhone.

Международная группа ученых выделила шесть хронотипов, которые точнее определяют биологические ритмы людей.

Американская компания Eat Just получила одобрение сингапурского регулятора и отныне может поставлять свою продукцию на продажу. В ближайшие месяцы первые партии выращенного в пробирке куриного мяса поступят в один из ресторанов города Сингапур.