Ожоговые инфекции начнут лечить без антибиотиков

Ожоговые инфекции начнут лечить без антибиотиков

Международная группа ученых показала, что бактериальный белок MAM7 может остановить распространение ожоговых инфекций без применения антибиотиков. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

srep39341-f1

Известно, что наибольшую опасность при ожогах представляют инфекции. По статистике, до 75 процентов летальных случаев среди таких пациентов связано с заражением поврежденных кожных покровов. Для борьбы с бактериальной агрессией при ожогах используются антибиотики, однако некоторые микроорганизмы адаптируются к их действию. При этом синтез новых антибиотиков ограничен из-за особенностей существующих лабораторных методов.

В новой работе ученые из Техасского университета и Бермингемского университета использовали для ингибирования инфекции бактериальный белок MAM7. Исследования in vitro показали, что эта молекула может препятствовать связыванию клеток метициллинрезистентным золотистым стафилококком (Staphylococcus aureus) и грамотрицательными патогенами. В то же время MAM7 не мешает нормальной пролиферации клеток и заживлению раневых поверхностей.

Чтобы изучить эффективность MAM7 при ожогах, авторы смоделировали на крысах ранения, которые могут быть получены в результате ожога или иссечения, и нанесли на поврежденные участки бактериальный белок, заключенный в микросферы. Анализ инфекционных моделей показал, что наиболее активной при ожогах является мультирезистентная синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa): эти бактерии встречаются в 33–59 процентах случаев ожоговых повреждений.

Схема эксперимента и сравнение результатов у двух групп. / © Ryan M. Huebinger et al., Scientific Reports, 2016

Последующие наблюдения показали, что в течение 24 часов после применения препарата концентрация патогенов в ранениях снизилась в десять раз по сравнению с животными из контрольной группы (им наносили только белок глутатион-S-трансферазу (GST)), причем распространение инфекции остановилось на трое суток. Кроме того, MAM7 стимулировала заживление ран и обеспечивала нормальные воспалительные реакции на ожоговое повреждение.

По словам авторов, действие MAM7, в отличие от антибиотиков, основано не на уничтожении, а на подавлении вирулентности бактерий. Попадая в организм, молекула нарушает механизм, с помощью которого патогены прикрепляются к клеткам тела, и в результате возбудитель не имеет возможности размножаться. Ученые отмечают, что MAM7 может помочь не только в борьбе с инфекциями, но и предотвращать образование трофических язв, характерных для сахарного диабета.