16.12.2016
Редакция Naked Science

Осложнения волчанки научились предсказывать по моче

Американские ученые показали, что эпидермальный фактор роста может служить маркером осложнений у пациентов с системной красной волчанкой. Работа была представлена на встрече Американского общества нефрологии, кратко о ней пишет EurekAlert!.

-house_gregory_house_-1

Системная красная волчанка — аутоиммунное заболевание, при котором из-за повреждения ДНК здоровых клеток антителами поражаются соединительная ткань и сосуды. Несмотря на то, что сама волчанка не является смертельной, она может вызывать летальные осложнения, в частности люпус-нефрит — поражение почек. При этом надежных способов мониторинга таких осложнений не существует.

Прошлые работы показали, что чаще волчанкой страдают женщины, особенно чернокожие: в их случае частота осложнений составляет 40 процентов, у 15 процентов диагностируется терминальная стадия почечной недостаточности. Вместе с тем известно, что прогрессирование заболеваний почек можно отследить по эпидермальному фактору роста — белку, стимулирующему клеточный рост.

Чтобы проверить связь белка с волчанкой, ученые из Мичиганского университета обследовали 394 пациента. Уровень эпидермального фактора роста оценивался с помощью анализа мочи и сопоставлялся с традиционными маркерами осложнений, например с соотношением белок/креатинин. Это позволило определить, может ли эпидермальный фактор роста указывать на специфические поражения почек.

Результаты показали, что снижение белка коррелирует с прогрессирующим поражением почек. Причем, в отличие от других маркеров, эпидермальный фактор роста позволял оценить ущерб, который заболевание нанесло организму (помимо почек при волчанке поражаются суставы, кожа, сердечно-сосудистая система). Иными словами, он играл роль универсального диагностического критерия.

По мнению ученых, полученные результаты дают надежду на открытие биомаркера, который позволит упростить изучение и лечение волчанки. Сейчас это осложнено тем, что заболевание одновременно затрагивает различные системы организма, и единого показателя оценки состояния таких пациентов нет. Ожидается, что новая работа поможет выявлять осложнения до получения ими статуса летальных.