Осложнения волчанки научились предсказывать по моче

Осложнения волчанки научились предсказывать по моче

Американские ученые показали, что эпидермальный фактор роста может служить маркером осложнений у пациентов с системной красной волчанкой. Работа была представлена на встрече Американского общества нефрологии, кратко о ней пишет EurekAlert!.

-house_gregory_house_-1

Системная красная волчанка — аутоиммунное заболевание, при котором из-за повреждения ДНК здоровых клеток антителами поражаются соединительная ткань и сосуды. Несмотря на то, что сама волчанка не является смертельной, она может вызывать летальные осложнения, в частности люпус-нефрит — поражение почек. При этом надежных способов мониторинга таких осложнений не существует.

Прошлые работы показали, что чаще волчанкой страдают женщины, особенно чернокожие: в их случае частота осложнений составляет 40 процентов, у 15 процентов диагностируется терминальная стадия почечной недостаточности. Вместе с тем известно, что прогрессирование заболеваний почек можно отследить по эпидермальному фактору роста — белку, стимулирующему клеточный рост.

Чтобы проверить связь белка с волчанкой, ученые из Мичиганского университета обследовали 394 пациента. Уровень эпидермального фактора роста оценивался с помощью анализа мочи и сопоставлялся с традиционными маркерами осложнений, например с соотношением белок/креатинин. Это позволило определить, может ли эпидермальный фактор роста указывать на специфические поражения почек.

Результаты показали, что снижение белка коррелирует с прогрессирующим поражением почек. Причем, в отличие от других маркеров, эпидермальный фактор роста позволял оценить ущерб, который заболевание нанесло организму (помимо почек при волчанке поражаются суставы, кожа, сердечно-сосудистая система). Иными словами, он играл роль универсального диагностического критерия.

По мнению ученых, полученные результаты дают надежду на открытие биомаркера, который позволит упростить изучение и лечение волчанки. Сейчас это осложнено тем, что заболевание одновременно затрагивает различные системы организма, и единого показателя оценки состояния таких пациентов нет. Ожидается, что новая работа поможет выявлять осложнения до получения ими статуса летальных.

Группа японских исследователей выяснила, что депрессию вызывает вирус герпеса шестого типа. Он находится в организме каждого человека в спящем состоянии, но реагирует на высокий стресс и приводит к развитию болезни. Ученые считают, что понимание механизмов его работы сделает диагностику депрессии на ранних стадиях эффективнее и поможет найти лекарство.