Океаны на Марсе — следствие парникового эффекта
25.11.2013

Океаны на Марсе — следствие парникового эффекта

Сам парниковый эффект на древнем Марсе мог возникнуть благодаря извержениям вулканов. В связи с этим концентрация водорода в атмосфере Красной планеты повысилась, и на поверхности образовались океаны, моря и реки.

pia17447

О том, что в глубокой древности на Марсе можно было, что называется, услышать шум прибоя, поскольку там были океаны и реки с жидкой водой ? известно давно. К тому же, зонд MRO во второй половине 2000-х годов обнаружил на Красной планете множество отложений глины, внутри которой были «запакованы» молекулы воды. О том же свидетельствовали и многие фотографии поверхности Марса, на которых отчетливо видны русла бывших рек и озер.

Несмотря на это, многие исследователи до сих пор сомневались в возможности существования на Красной планете жидкой воды, заявляя, что температура на Марсе в ту далекую эпоху была слишком низкой.

Но на днях американские ученые все-таки подтвердили тот факт, что по марсианскому грунту когда-то струилась живительная влага.

Поверхность планеты Марс

©NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

Рамзесу Рамиресу из университета Пенсильвании (США) вместе с коллегами удалось доказать, что, парниковый эффект на Марсе, вызванный извержениями вулканов, способствовал повышению температуры, достаточной для растапливания льдов и превращения их в океаны.

Для того, чтобы доказать это, ученые воспользовались данными о климатических условиях на Красной планете, собранными при помощи марсоходов и орбитальных зондов НАСА, и создали модель климата на древнем Марсе. Расчеты оказались однозначны: средняя температура на поверхности планеты должна была быть выше точки замерзания воды. Причина ? высокая концентрация водорода в атмосфере, которая составляла около 15-20%.

Как уже было сказано выше, такого уровня концентрации водород достиг благодаря извержению вулканов: на молодом Марсе это было частое явление. Вместе с расплавленными породами на поверхность Марса выходили и газы, в том числе СО2 и метан. Молекулы СН4 (метана) разлагались под действием солнечных лучей, и превращались в углекислоту и чистый водород. Уровень концентрации водорода в атмосфере Марса за тысячелетия извержений вулканов нарастал. Со временем его скопилось достаточно для появления океанов из жидкой воды. Однако Красная планета, как известно, слишком мала для удержания плотной атмосферы, поэтому постепенно и атмосфера, и океаны на поверхности Марса «испарились», улетев в космос.