14.04.2014
Редакция Naked Science

Сделаны выводы о прошлой атмосфере Марса

Ученые изучили условия, при которых на Красной планете могли существовать водные реки и сделали выводы о давлении в атмосфере планеты.

marsHirise_ESP_035143_1325

Американские ученые совместно с коллегами из Израиля исследовали условия, при которых на Марсе могли существовать водные реки.

Чтобы на планете существовала жидкая вода, необходимо наличие плотной атмосферы, которая обеспечивает высокие температуру и давление. Специалисты изучили размеры кратеров, оставшихся на поверхности Красной планеты после падений астероидов. На основе этих данных авторы исследования сделали выводы о давлении в атмосфере планеты много лет назад.

Так, в ходе исследования, ученые проанализировали 319 кратеров в марсианском регионе возрастом около 3,6 миллиарда лет с характерными следами речных русел. Специалисты установили, что кратеры образовались при давлении до 0,9 бар – это в 150 раз больше, чем давление в атмосфере Марса сейчас. Кроме того, данный показатель близок к атмосферному давлению на Земле.

Учитывая то, что Марс находится от Солнца дальше Земли, и раньше Солнце было не таким ярким, как сейчас, для существования на планете жидкой воды потребовалось бы давление не менее 5 бар.

Эти данные  могут свидетельствовать о том, что вода в реках Марса имела высокое содержание кислот и соли, благодаря чему она не замерзает при низких температуре и давлении.  Согласно другой точке зрения, объясняющей присутствие ранее рек на Марсе, все дело в высокой в прошлом вулканической активности на планете, которая могла нагреть атмосферу. Кроме того, существует также предположение о наличии периодичности в климате Марса. Она связана с колебаниями угла наклона оси вращения планеты к плоскости орбиты – для Марса амплитуда колебаний равна примерно 20 градусам с периодом 120 тысяч земных лет.

Окончательного объяснения  механизма существования воды в жидкой фазе и рек на Марсе у авторов исследования пока нет.