Обнаружена планета, над которой восходят целых четыре Солнца — Naked Science

Обнаружена планета, над которой восходят целых четыре Солнца

Находящийся под двумя звездами Татуин из «Звездных войн» окончательно посрамлен: у расположенной в 136 световых годах от Земли экзопланеты 30 Ari их целых четыре.

pia18926-full

Вообще для юной планеты родиться и расти в системе, включающей больше одной звезды, – большая и сложная задача. Сложные гравитационные отношения между светилами нарушают спокойное накопление массы в протопланетном облаке и постоянно готовы унести молодую планету прочь с подходящей орбиты. Так что, пожалуй, неудивительно, что из тысяч известных сегодня экзопланет лишь несколько десятков находятся в двойных и тройных системах, а в «четверной» до сих пор была известна лишь одна – KIC 4862625, обнаруженная в 2013 году.

Однако недавнее открытие второй планеты под четырьмя солнцами, сделанное благодаря модернизированным телескопам обсерватории Palomar, может говорить о том, что такие объекты не столь уж и редки во Вселенной. Газовый гигант 30 Ari по-настоящему велик, вдесятеро тяжелее Юпитера, и вокруг «главной» своей звезды совершает оборот за 335 наших дней.

У «главной» звезды имеется близкий партнер помельче, орбита которого проходит дальше, за орбитой планеты. И вся эта система (30 Ari В) вращается вокруг общего центра масс с другой двойной системой (30 Ari А), оставаясь от нее не слишком далеко – в 1670 раз дальше, чем Земля от Солнца.

Заметим, что, в отличие от Солнца, большинство звезд входят в состав двойных, реже – тройных систем. Поэтому, теоретически, и планет, находящихся под двумя, тремя и даже четырьмя светилами, должно быть не так уж и мало во Вселенной. Впрочем, в таких непростых и изменчивых условиях жизнь на них все же маловероятна.

Первый автомобиль в виде, с которым мы знакомы сегодня, был представлен компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft весной 1901 года. Это был Mercedes 35 PS – одна из самых первых машин с бензиновым двигателем в истории и первое авто под торговой маркой Mercedes.