Обнаружена черная дыра массой в 100 тысяч масс Солнца — Naked Science

Обнаружена черная дыра массой в 100 тысяч масс Солнца

Астрономы подтвердили наличие черной дыры промежуточной массы неподалеку от центра нашей Галактики.

sagittarius-a-composite

Наблюдать черные дыры удается лишь по их влиянию на находящиеся поблизости объекты – например, по звезде, с которой они вращаются в двойной системе, или по излучению аккреционного диска из раскаленного вещества, падающего внутрь дыры. Известно достаточно примеров таких объектов с черными дырами как звездной массы (до 10 масс Солнца), так и сверхмассивными (в миллионы и миллиарды Солнц). Однако черные дыры промежуточной массы (сотни и тысячи солнечных масс) ускользают от наблюдателей. Хорошими кандидатами на эту роль считаются ультраяркие рентгеновские источники, обнаруживаемые в некоторых соседних галактиках, хотя с этим согласны далеко не все специалисты.

В прошлом году команда Томохары Ока (Tomoharu Oka) из Университета Кэйо обнаружила еще один подходящий вариант – облако молекулярного газа CO-0.40-0.22 неподалеку от центра Млечного Пути. Наблюдения, проведенные с помощью радиотелескопа Nobeyama, показали, что, имея в размерах около 0,3 светового года, оно неоднородно по структуре. Разные области облака движутся с сильно различающимися скоростями, некоторые очень быстро. Моделирование показало, что такая картина может объясняться скрытой внутри газа черной дырой с массой порядка 100 тыс. солнечных.

В статье, опубликованной журналом Nature Astronomy, Томохара Ока и его коллеги сообщают результаты новых исследований CO-0.40-0.22, проведенных на радиотелескопах ALMA. Эта работа позволила подтвердить и уточнить распределение скоростей движения газа в различных областях облака и указала на наличие особенно плотного сгустка близ центра. Слабый источник радиоволн, обнаруженный здесь, по своим спектральным характеристикам очень похож на спектр радиоизлучения от Sgr A* – источника, в 500 раз более мощного, который связывают со сверхмассивной черной дырой в центре Млечного Пути.

Все это, по мнению японских астрономов, вполне однозначно подтверждает обнаружение черной дыры массой порядка 100 тыс. солнечных неподалеку от центра нашей Галактики. Ученые полагают, что такая дыра слишком велика для того, чтобы образоваться непосредственно из облака газа CO-0.40-0.22. Скорее всего, она является остатком активного ядра древней галактики, когда-то поглощенной Млечным Путем, и направляется к окончательной гибели в сверхмассивной черной дыре Sgr A*.