Новый гигантский телескоп станет «внуком» великого Hubble — Naked Science

Новый гигантский телескоп станет «внуком» великого Hubble

Группа американских астрономов озвучила проект следующего космического телескопа, работающего в оптическом диапазоне. Аппарат, если будет когда-либо создан, окажется почти впятеро больше самого Hubble.

21_144831_1

Космический телескоп Hubble с его 2,4-метровым зеркалом стал едва ли не самым успешным и уж точно самым знаменитым инструментом современной астрономии. За четверть века работы на орбите он помог уточнить скорость расширения Вселенной и ее возраст, впервые увидеть поверхность Плутона и полярные сияния Юпитера и Сатурна, наблюдать рождение планет у других звезд и многое, многое другое.

Но 25 лет – значительный срок, и вряд ли аппарат прослужит дольше пяти-шести лет. Тем временем на смену ему уже готовится космический телескоп James Webb с 6,5-метровым зеркалом, который должен быть выведен на орбиту в 2018 году. Однако и этим планы астрономов не ограничиваются: предложенный недавно Межуниверситетской ассоциацией астрономических исследований (AURA) проект HDST (High-Definition Space Telescope – «Космический телескоп высокого разрешения») будет иметь зеркало диаметром уже 12 м.

Пока что проект можно рассматривать лишь как предложение, трудно сказать, начнется ли его реальное проектирование. Однако HDST наверняка будет предложен правительству США, когда придет время выбирать направления дальнейшего финансирования астрономических исследований и миссий. Когда-то таким образом начинались проекты и Hubble, и James Webb.

12 метров – это пока что максимум, который позволяют вывести на орбиту современные космические ракеты. Модульная конструкция позволит упаковать зеркало в третью ступень, и уже прибыв на место оно раскроется, как громадный цветок. Местом же работы HDST называется точка L2 – место в 1,5 млн км от Земли, в которой притяжения планеты и Солнца взаимно уравновешиваются и помогут аппарату оставаться на месте без лишних затрат энергии.

В отличие от James Webb аппаратура HDST должна работать при обычной температуре, не требуя сложной и дорогостоящей системы охлаждения. Однако и это не сделает мегапроект дешевым: по предварительной оценке, стоимость его составит более 10 млрд долларов, то есть минимум на 2 млрд больше, чем тот же James Webb.

Ученые из МФТИ предложили способ экспериментальной проверки образцов на статус спин-долинного полуметалла — перспективного материала для электроники будущего и вживляемой биоэлектроники.

Несмотря на свой головокружительный возраст — более 12,4 миллиарда лет, — далекая галактика SPT0418-47 имеет четко оформленный диск и центральный балдж.