17.09.2015
Редакция Naked Science

Ночная чашка кофе «замораживает» биологические часы

Кофе затормаживает внутренние биологические часы.

coffee-coffee-2560x1920-wallpaper-2106574

Группа ученых во главе с Райтом выяснила, какова продолжительность «действия» одной чашки кофе и почему этот напиток помогает нам не заснуть по ночам. Исследователи наблюдали поведение и работу организма пяти человек, которые согласились провести 50 дней в специально оборудованных комнатах.

Наше исследование стало первой в мире работой, посвященной тому, как кофеин, самое популярное в мире психоактивное вещество, влияет на работу наших биоритмов. К тому же эти эксперименты помогли нам раскрыть массу интересных эффектов, которые кофеин вызывает при попадании в организм.

– Кеннет Райт (Kenneth Wright) из Университета штата Колорадо в Боулдере (США).

Свет в комнатах, где находились испытуемые, или не выключался вообще, или же только приглушался. За три часа до сна участники получали «витамины». В половине случаев это были таблетки кофеина.

Несколькими часами позже ученые брали пробы слюны, измеряя в ней количество мелатонина – гормона сна. Отслеживалось и то, как быстро засыпали испытуемые и как долго они спали.

Выяснилось, что употребление перед сном того количества кофеина, которое содержится в одной чашке кофе, приводит к замедлению биологических часов на 40 минут.
Кофеин блокирует работу особых рецепторов на поверхности клеток гипофиза, вырабатывающих мелатонин. Эти рецепторы воспринимают молекулы аденозина – другого сигнала сна – и начинают выработку мелатонина. Но если его работу приостанавливать в течение нескольких дней, наши внутренние часы необратимо «сбиваются» и мы начинаем засыпать позже уже без помощи кофеина. Так что со временем «жаворонки», которые пьют кофе по ночам, превращаются в настоящих «сов».

Интересно и то, что включение яркого света среди ночи позволяет добиться похожего по силе эффекта. Однако комбинация света и кофеина, как показал эксперимент, не смогла добавить дополнительных минут к времени бодрствования. По всей вероятности, подобная «перенастройка» биологических часов имеет некий внутренний потолок, природу которого исследователям еще предстоит понять.

Пока же открытым необычным эффектом кофеина, по мнению авторов, могут воспользоваться люди, которые путешествуют в другие часовые пояса. Прием кофеина в стратегический момент времени может помочь им подстроиться под новый ритм жизни.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.