15.12.2015
Редакция Naked Science

На тусклом красном карлике замечены вспышки на порядки мощнее солнечных

Вспышки эти в 10 тыс. раз мощнее происходящих на Солнце. Если и другие такие же холодные красные карлики способны на подобную активность, то это плохие новости для внеземной жизни. Колоссальные вспышки излучения способны как минимум всерьез затруднить эволюцию живых организмов, а то и вовсе стерилизовать соседние планеты.

hires

«Если бы мы жили у подобной звезды, никаких радиокоммуникаций у нас бы точно не было», – иронизирует американский астрофизик Питер Уильямс (Peter Williams), один из авторов находки, сделанной благодаря наблюдениям расположенного в Чили телескопа ALMA. «На самом деле, мы вряд ли появились бы на свет в столь бурном окружении», – добавляет ученый.

В нашей галактике красные карлики являются самым многочисленным классом звезд, составляя порядка 3/4 ее «населения». Один из них и наблюдали Уильямс с коллегами. Звезда TVLM 513-46546 находится в 35 тыс. световых лет от Земли, в созвездии Волопаса. Ее необычность отмечалась и раньше, когда телескоп VLA показал, что магнитное поле этого карлика намного мощнее, чем у Солнца. И это при том, что масса его не дотягивает и до 1% от солнечной, так что даже механизмы перемешивания раскаленной плазмы, которые работают на нашей звезде, на карлике действовать просто не могут.

Удивительно быстро происходит и вращение карлика: на полный оборот вокруг своей оси у него уходит всего около 2 часов, а не почти месяц, как у Солнца. Вооружившись телескопом ALMA, Питер Уильямс и его команда наблюдали странную звезду всего несколько часов. И судя по числу и силе вспышек, которые они успели заметить, «буйствует» она постоянно.

С точки зрения возможной жизни в этой системе это особенно убийственно. Красные карлики намного мельче и тусклее желтых звезд солнечного типа, поэтому обитаемые планеты должны располагаться ближе к ним, чтобы получать достаточно тепла. «Планета в обитаемой зоне подобной звезды будет регулярно подвергаться действию «бурь» излучения куда более мощных, чем солнечные», – говорит Уильямс.