07.12.2016
Редакция Naked Science

На крышах городских домов обнаружили космическую пыль

В городском смоге трех европейских столиц исследователи смогли выделить частицы космической пыли.

zodiacal-light

Микроскопические частицы, большинство из которых сохранились как остатки вещества времен формирования Солнечной системы, около 4,6 млрд лет назад, осыпают нашу планету слабым, но непрекращающимся потоком. По некоторым оценкам, ежегодно поверхности Земли достигают десятки тысяч тонн космической пыли, которая может послужить ценным материалом для исследований. Однако, чтобы отделить ее от пыли самой обычной, земной, ученым приходится отправляться в Антарктиду и выделять частицы из исключительно чистых отложений льда.

Отделить «земные» пылевые частицы от космических сумели авторы новой работы, результаты которой опубликованы в журнале Geology. За помощью ученые обратились к энтузиастам объединения Project Stardust, которые увлекаются поисками и изучением микрометеоритов. Они помогли Мэтью Генджи (Matthew Genge) из Имперского колледжа Лондона и его коллегам собрать порядка 300 кг пыли с крыш европейских столиц – Парижа, Берлина и Осло. Опираясь на то, что содержащееся в космической пыли железо придает ей магнитные свойства, ученые сумели выделить из этого немалого объема около 500 ее частиц.

Частица космической пыли / ©Donald Brownlee, Elmar Jessberger

Изучив их, Генджи с соавторами отметили, что частицы «городской» космической пыли несколько крупнее тех, к которым привыкли исследователи. Их размер составляет около 300 мкм, тогда как «антарктические» частицы редко превышают 100 мкм. В ходе пролета сквозь атмосферу эти кремниевые «космические сферулы» раскалялись и потеряли свою округлую форму. По расчетам ученых, они входили в атмосферу Земли на весьма высокой средней скорости – около 12 км/с.

В частицах также видны перьевидные кристаллические структуры, однако количество таких образований невелико в сравнении с тем, что наблюдается в частицах «антарктической» пыли, датированных миллионами лет назад. Это ученые связывают с изменениями положения планет Солнечной системы, гравитационные и магнитные поля которых могли влиять на траекторию и рост частиц космической пыли.

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.