Мужчины могут передавать потомству стрессовые эффекты от своих детских травм — Naked Science
23.05.2018
Редакция Naked Science

Мужчины могут передавать потомству стрессовые эффекты от своих детских травм

Полученная мужчиной еще в детстве травма может повлиять на его сперматозоиды во взрослом возрасте — и передаваться по наследству.

funny-mouse-sleeping-with-teddy

Ранняя травма может влиять на физическое и психическое состояние у взрослого и его детей. Эксперименты на мышах показали, что вызванные стрессом изменения способны передаваться потомству за счет изменений в мкРНК. Это может происходить и у людей, пишут профессор американского Университета Тафтса Ларри Фейг (Larry Feig) и его команда в статье, опубликованной в журнале Translational Psychiatry.

мкРНК участвуют в регуляции активности генов и являются частью эпигенетической наследственности, связанной с передачей потомству признаков, не затрагивающих гены и последовательности ДНК. Эпигенетические маркеры меняются с течением жизни и в зависимости от личного опыта, хотя до сих пор считалось, что потомство получает их лишь от матери.

Ученые исследовали уровень двух регуляторных микроРНК (miR-34 и miR-449) в сперматозоидах 28 белых добровольцев и обнаружили, что он тем ниже, чем выше баллы, набранные ими в опроснике Adverse Childhood Experiences (ACE), который содержит вопросы, касающиеся переживаний детства, в том числе различные виды физических, психических, социальных и сексуальных травм. Мужчины, набравшие максимум в АСЕ, демонстрировали в 300 раз более низкий уровень этих молекул.

Другие эксперименты показали, что аналогичные изменения содержания мкРНК наблюдаются и в сперматозоидах у самцов лабораторных мышей, которые были подвержены стрессу в раннем возрасте. Это снижение прослеживается и у их потомства, которое также сохраняет низкий уровень мкРНК в своих сперматозоидах и, в свою очередь, может передавать его по наследству. Кроме того, известно, что у людей miR-34 участвует в раннем эмбриональном развитии, так что его количество может иметь весьма значительные эффекты.

«Это первая работа, показавшая, что стресс связан с изменением мкРНК в сперматозоидах у людей. Мы уже готовим новое, более широкое исследование на людях, а также дополнительные эксперименты с мышами, которые могли бы дать дополнительную поддержку гипотезе о том, что изменения содержания мкРНК способны вызывать стрессовые эффекты на протяжении поколений», — говорит Ларри Фейг.