Мозжечок сделал нас умными
03.10.2014

Мозжечок сделал нас умными

Мозжечок, а не неокортекс сделал нас умными, считают ученые.

Depositphotos_13281788_m

К такому выводу пришли ученые из Великобритании. Роль мозжечка, а не неокортекса (новые участки коры головного мозга – NS), как полагали ранее, важна не только для человека, но и для всех высших приматов в целом.

Дело в том, что неокортекс – это весьма обширная область в нашем мозге. Именно поэтому к ней всегда было приковано особенно пристальное внимание, она считалась той базой, которая позволила развиться интеллекту, как у наших предков, так и у приматов. Большая доля неокортекса в головном мозгу заставляла ученых думать о том, что она выросла у приматов больше любого другого участка мозга. Авторы нового исследования же уверены в том, что такое увеличение в объемах может быть закономерным в связи с увеличением массы тела вообще. Так, кашалоты имеют еще более объемный неокортекс, чем люди.

Для того чтобы понять, кто в нашем мозге «главный», биологам пришлось проанализировать то, как рос неокортекс и мозжечок у приматов в течение десятков миллионов лет. Выяснилось, что практически у всех видов данные области мозга росли почти с равной скоростью, однако как у человекообразных обезьян, так и у гоминид мозжечок увеличивался намного быстрее.

В работах по анатомии Аристотеля и Галена мозжечку не отводится никакой существенной роли в человеческой жизнедеятельности. Первые врачи противопоставляли «истинный» мозг и подобие ему, поэтому последний и получил название «мозжечок».

Нейрофизиология считает мозжечок ответственным за осуществление контроля над двигательной сферой. Тем не менее, функций у него явно больше. Например, авторы исследования говорят о том, что для этой области мозга характерна повышенная концентрация нейронов (около 70 млрд, что в 4 раза больше, чем в неокортексе). Назначение этих нейронов пока неизвестно. Биологи выдвинули гипотезу, что мозжечок может отвечать за такую деятельность, как изготовление и использование орудий, построение речевых оборотов и предложений.