«Межклеточная пыль» улучшит регенеративную медицину — Naked Science
28.10.2018

«Межклеточная пыль» улучшит регенеративную медицину

Хотя стволовые клетки обладают наибольшим терапевтическим потенциалом, регенеративная медицина может получить максимальную пользу от использования внеклеточных везикул, которых в прошлом называли «клеточной пылью».

cell1

Команда исследователей из Национального центра научных исследований Франции (CNRS), Assistance publique — Hôpitaux de Paris (AP-HP), Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM), Университета Париж Декарт и Университета Париж Дидро впервые протестировала эти везикулы на свинье для лечения послеоперационных кишечных свищей. Их результаты, показавшие абсолютный успех и опубликованные в журнале ACS Nano, дают возможность приступить к испытаниям на людях и шанс на более широкие области применения.

Внеклеточные везикулы — структура, выделяемая клетками. Многие годы эту «клеточную пыль» считали бесполезной. Однако изучения показали, что структура обладает свойствами, схожими с материнскими клетками: везикулы не делятся, ограничивая тем самым риск развития рака, и не дифференцируются, предупреждая развитие болезней. Более того, похоже, что для нескольких пациентов их можно получить от одного донора: они уже проявили свой терапевтический потенциал в испытаниях на животных, восстановив сердце, печень и почки.

В случае кишечного свища, где наблюдается аномальное сообщение между органами пищеварительного тракта или с кожей, регенеративная медицина представляет собой важную терапевтическую площадку для исследований. Свищи такого типа плохо реагируют на современные препараты. Они могут развиться в результате послеоперационных осложнений или аутоиммунных заболеваний вроде болезни Крона, провоцирующей развитие дисфункции пищеварительного тракта.

Ученые из Франции впервые использовали внеклеточные везикулы из стволовых клеток для лечения кишечного свища у свиньи. Исследование показало, что локальные инъекции геля, содержащего эти везикулы, в свищ приводят к полному закрытию раны.

Исследователи намереваются испытать новый подход в лечении промежностного свища при болезни Крона и надеются заменить им инъекции стволовых клеток. Везикулярный гель можно без особых сложностей применять локально, что в итоге станет более простым, безопасным и эффективным методом лечения.