Методика быстрых белковых портретов научит медицину персонализации — Naked Science

Методика быстрых белковых портретов научит медицину персонализации

Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) разработали методику создания белкового профиля пациентов в рамках персонализированной терапии метаболических нарушений. Об этом пишет Sceince.

proteins

Спектрометрическая техника под названием SWATH-МС основана на высокоскоростной обработке данных о белковой карте организма и позволяет отслеживать изменения в протеомах — полном наборе белков, — сравнивая их со сдвигами на уровне генома. По данным ученых, SWATH-МС способна идентифицировать тысячи соединений в сотнях образцов значительно быстрее, чем традиционные инструменты масс-спектрометрии.

В эксперименте исследователи выделили 40 линий мышей, произошедших от одной пары предков. Разделив особей внутри линий на группы, им предлагался разный рацион: пищу с высоким и низким содержанием жиров. В течение следующих недель ученые измеряли физологические показатели животных для проверки скорости набора веса и возможностей похудеть. Мыши, употреблявшие в пищу большое количество жиров, продемонстрировали различные отклики на диету и физические нагрузки, несмотря на генетическое сходство.

На втором этапе исследования физиологические показатели грызунов сопоставлялись с данными их генома, протеома (всего порядка 2,6 тысячи белков) и транскриптома — полного набора РНК. Таким образом, на основании трех комплексных характеристик, специалистам удалось прояснить механизм жирообразования в каждом отдельном случае.

«Существует пропасть между геномом пациента и его заболеванием. Наша работа — попытка заполнить этот пробел с помощью информации о протеоме», — сообщил профессор Йохан Ауверкс.

По словам его коллеги, Руди Аберсольда, подход может быть использован не только на животных. В настоящее время ученые работают над формированием базы, которая включит в себя сведения о тысячах человеческих белков. Наиболее актуальной методика может оказаться для лечения таких метаболических аномалий, как ожирение, диабет, жировая инфильтрация печени, при которых особенно важно учитывать индивидуальную реакцию организма.