Закрыть10

Методика быстрых белковых портретов научит медицину персонализации

Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) разработали методику создания белкового профиля пациентов в рамках персонализированной терапии метаболических нарушений. Об этом пишет Sceince.

Спектрометрическая техника под названием SWATH-МС основана на высокоскоростной обработке данных о белковой карте организма и позволяет отслеживать изменения в протеомах — полном наборе белков, — сравнивая их со сдвигами на уровне генома. По данным ученых, SWATH-МС способна идентифицировать тысячи соединений в сотнях образцов значительно быстрее, чем традиционные инструменты масс-спектрометрии.

В эксперименте исследователи выделили 40 линий мышей, произошедших от одной пары предков. Разделив особей внутри линий на группы, им предлагался разный рацион: пищу с высоким и низким содержанием жиров. В течение следующих недель ученые измеряли физологические показатели животных для проверки скорости набора веса и возможностей похудеть. Мыши, употреблявшие в пищу большое количество жиров, продемонстрировали различные отклики на диету и физические нагрузки, несмотря на генетическое сходство.

На втором этапе исследования физиологические показатели грызунов сопоставлялись с данными их генома, протеома (всего порядка 2,6 тысячи белков) и транскриптома — полного набора РНК. Таким образом, на основании трех комплексных характеристик, специалистам удалось прояснить механизм жирообразования в каждом отдельном случае.

«Существует пропасть между геномом пациента и его заболеванием. Наша работа — попытка заполнить этот пробел с помощью информации о протеоме», — сообщил профессор Йохан Ауверкс.

По словам его коллеги, Руди Аберсольда, подход может быть использован не только на животных. В настоящее время ученые работают над формированием базы, которая включит в себя сведения о тысячах человеческих белков. Наиболее актуальной методика может оказаться для лечения таких метаболических аномалий, как ожирение, диабет, жировая инфильтрация печени, при которых особенно важно учитывать индивидуальную реакцию организма.

Аватар пользователя Вадим Бобровский