19.01.2016
Редакция Naked Science

Меняющие облик черви способны развиваться в любую из пяти совершенно разных форм

Взрослые формы этих животных настолько не похожи друг на друга, что могут показаться представителями совершенно различных видов. Однако генетический анализ показывает, что все это – одни и те же черви, просто развиваться они могут по-разному.

dn28783-1_800

Для людей, чей облик почти всегда позволяет легко отнести их к вполне определенному виду приматов, трудно представить, как такое вообще возможно: развиваться в нечто, на первый взгляд, совсем постороннее. «Мы были просто шокированы, – говорит Эрик Рагсдейл (Erik Ragsdale), зоолог из Университета Индианы. – Это поразительно и необычно».

Надо сказать, что и зоологам, и всем нам известно немало примеров полифенизма – способности организмов с одинаковыми генотипами развиваться в разные фенотипические формы. Например, один и тот же геном имеют царицы и рабочие термитов, причем и внешне, и по строению они отличаются весьма существенно. Сюда же относят и сезонную смену облика некоторых животных. Но столь глубокие превращения, на которые оказались способны круглые черви Pristionchus, все-таки вообразить себе трудно.

Эти нематоды были обнаружены в плодах инжира, куда попадают с помощью опыляющих эти растения ос. Вскоре после заражения в инжире можно наблюдать крошечных червячков с небольшими трубкообразными ротовыми отверстиями, которые позволяют им питаться различными микроорганизмами. Но вот потомство этой «базовой формы» может оказаться совсем другим.

Эрик Рагсдейл с коллегами насчитали пять различных форм, в которое эти нематоды могут развиться. Две из них питаются микробами, а еще три, вооруженные крупными ртами со множеством мощных зубов, способны охотиться на других червей. «У них разные экологические ниши», – поясняет ученый.

По мнению Рагсдейла и его коллег, фиговые деревья можно считать своего рода «островками жизни», которые предоставляют массу различных возможностей для существования. Однако лишь единичным нематодам Pristionchus удается успешно добраться до этих оазисов. И способность быстро адаптироваться при этом, освоив различные ниши, дает им несомненное преимущество. Это тот удивительный случай, когда яблочко от яблони может упасть очень и очень далеко, да еще и принести пользу.