Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
08.11.2014
Редакция Naked Science

Комета Siding Spring вызвала на Марсе «метеорный шторм», выяснили ученые

Космические аппараты на орбите Красной планеты позволили астрономам обнаружить, что часть облака из пыли и газа, окружающего комету Siding Spring, не просто задела марсианскую атмосферу, а вызвала на Марсе метеорный дождь и беспрецедентные за всю историю наблюдений возмущения в ионосфере.

sidingspring_satellites1_0

19 октября в 21:27 по московскому времени комета C/2013 A1 (Siding Spring) сблизилась с Марсом на максимальное расстояние – в 139500 км, после чего продолжила двигаться по своей орбите, уже удаляясь от Красной планеты.

Новые данные с трех космических аппаратов, находящихся на орбите Марса (MAVEN, MRO и Mars Express) позволили ученым из Колорадского университета в Боулдере выяснить, что пролет кометы оказался не столь безобидным для атмосферы планеты, как считалось ранее.

В частности, инструменты на борту Maven (ультрафиолетовый спектрограф и спектрометр массы нейтрального газа и ионов) выявили следы мощного метеорного дождя. Спектрограф показал столь сильные эмиссии ионов железа и магния в ультрафиолетовом спектре, что ученые пришли к выводу, что не видели ничего подобного за всю историю наблюдений, причем не только Марса, но и других планет, включая Землю.

Спектрометр подтвердил результаты спектрографа, позволив астрономам определить состав пыли из облака кометы, которая вызвала метеорный дождь. В частности, оборудование обнаружило следы ионов восьми металлов, среди которых натрий, железо и магний.

Это первый случай в истории науки, когда ученым удалось определить частичный состав объекта из Облака Оорта – гипотетической области малых небесных тел на самой окраине Солнечной системы (значительно дальше, чем пояс Койпера), которые остались со времен формирования нашей планетной системы, и представителем которых, судя по всему, является комета Siding Spring.

Некоторые называют пролет Siding Spring мимо Марса событием, которое происходит лишь раз в жизни. На самом деле это больше смахивает на событие, которое происходит раз в миллион лет. Результаты демонстрируют, что наблюдатель на поверхности планеты мог увидеть многие тысячи падающих звезд в течение часа, вероятно, достаточно для того, чтобы назвать это метеорным штормом. Та ночь на Марсе, должно быть, была зрелищной.

– Ник Шнайдер (Nick Schneider), Колорадский университет в Боулдере