Комета Siding Spring вызвала на Марсе «метеорный шторм», выяснили ученые — Naked Science

Комета Siding Spring вызвала на Марсе «метеорный шторм», выяснили ученые

Космические аппараты на орбите Красной планеты позволили астрономам обнаружить, что часть облака из пыли и газа, окружающего комету Siding Spring, не просто задела марсианскую атмосферу, а вызвала на Марсе метеорный дождь и беспрецедентные за всю историю наблюдений возмущения в ионосфере.

sidingspring_satellites1_0

19 октября в 21:27 по московскому времени комета C/2013 A1 (Siding Spring) сблизилась с Марсом на максимальное расстояние – в 139500 км, после чего продолжила двигаться по своей орбите, уже удаляясь от Красной планеты.

Новые данные с трех космических аппаратов, находящихся на орбите Марса (MAVEN, MRO и Mars Express) позволили ученым из Колорадского университета в Боулдере выяснить, что пролет кометы оказался не столь безобидным для атмосферы планеты, как считалось ранее.

В частности, инструменты на борту Maven (ультрафиолетовый спектрограф и спектрометр массы нейтрального газа и ионов) выявили следы мощного метеорного дождя. Спектрограф показал столь сильные эмиссии ионов железа и магния в ультрафиолетовом спектре, что ученые пришли к выводу, что не видели ничего подобного за всю историю наблюдений, причем не только Марса, но и других планет, включая Землю.

Спектрометр подтвердил результаты спектрографа, позволив астрономам определить состав пыли из облака кометы, которая вызвала метеорный дождь. В частности, оборудование обнаружило следы ионов восьми металлов, среди которых натрий, железо и магний.

Это первый случай в истории науки, когда ученым удалось определить частичный состав объекта из Облака Оорта – гипотетической области малых небесных тел на самой окраине Солнечной системы (значительно дальше, чем пояс Койпера), которые остались со времен формирования нашей планетной системы, и представителем которых, судя по всему, является комета Siding Spring.

Некоторые называют пролет Siding Spring мимо Марса событием, которое происходит лишь раз в жизни. На самом деле это больше смахивает на событие, которое происходит раз в миллион лет. Результаты демонстрируют, что наблюдатель на поверхности планеты мог увидеть многие тысячи падающих звезд в течение часа, вероятно, достаточно для того, чтобы назвать это метеорным штормом. Та ночь на Марсе, должно быть, была зрелищной.

– Ник Шнайдер (Nick Schneider), Колорадский университет в Боулдере

Психологи Санкт-Петербургского государственного университета проследили механизм выделения главных признаков объекта, - центральный для успешного мышления. Также они выяснили, насколько его успешность зависит от взаимодействия вербальных и образных процессов. Результаты исследования помогут усовершенствовать методики развития понятийного мышления, дефицит которого в последнее время наблюдается как у школьников, так и у образованных взрослых.

В связи с пандемией коронавируса многим работодателям пришлось отправить своих сотрудников по домам: кого-то отдыхать, кого-то – работать удаленно.