09.04.2014
Редакция Naked Science
2 645

Впервые удалось омолодить старый орган

Ученые впервые смогли регенерировать живой орган – тимус (вилочковая железа), который расположен рядом с сердцем и производит важные иммунные клетки.

Depositphotos_11194388_original

Специалистам из Эдинбургского университета удалось омолодить старый орган. Речь идет о тимусе – вилочковой железе, которая расположена рядом с сердцем и играет ключевую роль в иммунной системе.

Тимус (вилочковая железа) орган лимфопоэза человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы.

Ученым провели «перезагрузку» естественного механизма, который с годами начинает работать хуже, и омолодили тимус очень старых мышей. Специалистам удалось регенерировать орган, и старые мыши получили молодой тимус со структурой аналогичной тимусу молодых мышей.

Следует отметить, что после курса «лечения» восстановился не только внешний вид тимуса, но и его функции. В частности, ученые заметили, что организм грызунов стал производить больше Т-лейкоцитов – клеток, важных для борьбы с инфекцией. Правда, специалисты пока не определили, улучшилась в целом работа иммунной системы мышей или нет.

Строение тимуса человека

©Arcadian/Wikimedia commons/перевод Вести.Наука

Омолодить вилочковую  железу авторы исследования смогли при помощи особого белка, вырабатываемого клетками тимуса, под названием FOXN1. Благодаря этому соединению можно контролировать «включение» важных генов, управляющих функцией органа. Ученые, увеличив содержание белка FOXN1, сумели перенастроить клетки вилочковой железы.

Наши результаты показывают, что подобные действия могут улучшить функцию вилочковой железы и у людей. Это повысит иммунитет пожилых пациентов и людей с ослабленной иммунной системой. Однако прежде чем проверять эффективность этого механизма на людях, необходимо выполнить больше работы, чтобы убедиться в полном контроле над процессом.

– Клер Блэкбёрн (Clare Blackburn), профессор Центра регенеративной медицины

Данное открытие может оказаться полезным для людей с повреждённой иммунной системой и с синдромом Ди Джорджи. Это генетическое заболевание, мешающее вилочковой  железе развиваться должным образом.

Согласно результатам данного исследования, цели регенеративной медицины вполне могут быть достигнуты весьма простыми средствами, скажем, манипуляцией всего одним белком. Не исключено, что в недалекой перспективе будут созданы технологии, позволяющие использовать для лечения собственные защитные механизмы человеческого организма, которые по определенным причинам не работают в естественных условиях.