10.11.2016
Редакция Naked Science

Нарвалы оказались «снайперами» от эхолокации

Немецкие ученые пришли к выводу, что вокализация нарвалов обладает наиболее четкой направленностью среди животных, использующих эхолокацию. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS ONE.

Нарвалы (Monodon monoceros) — морские млекопитающие, которые относятся к подотряду зубатых китов (Odontoceti). Для ориентации в пространстве и охоты эти животные, как и летучие мыши, используют эхолокацию, то есть отраженные от окружающих объектов ультразвуковые волны (частотой выше 100 килогерц). Для сравнения, человек способен воспринимать только звук частотой от 0,016 до 20 килогерц. При этом нарвалы — одни из самых уязвимых к изменению климата морских млекопитающих и имеют статус близкий к уязвимому положению.

По статистике, около 80 процентов нарвалов зимует в море Баффина в Северном Ледовитом океане, где за последние годы значительно сократилось количество льда. Летом многие особи мигрируют в акваторию Канадского Арктического архипелага, в частности в пролив Ланкастер. Ожидается, что из-за таяния льдов этот пролив в ближайшее время станет круглогодичным судоходным путем. Для долгосрочного мониторинга популяций нарвалов ученые создали референсную базу сигналов, которые те испускают.

В ходе работы авторы записывали сигналы на глубине от трех до 18 метров в море Баффина. Результаты показали, что клики нарвалов обладают чрезвывчайно точной направленностью, то есть имеют очень низкую ширину луча звука. Сопоставимой особенностью обладают только белухи (Delphinapterus leucas) — ближайшие родственники нарвалов, которые совместно образуют семейство нарваловых (Monodontidae). По мнению ученых, такая точность необходима животным, например, для поиска участков открытой воды: в местах их обитания площадь ледового покрытия достигает 98 процентов.

Ранее международная группа ученых также показала, что способность воспринимать ультразвуковые волны возникла у зубатых китов уже в начале их эволюции, а предпосылки к этой способности возникли даже раньше, чем появились сами киты.