Кремнезем состарил гидросферу Марса — Naked Science
02.06.2017

Кремнезем состарил гидросферу Марса

Команда Mars Science Laboratory (MSL) пришла к выводу, что вода на поверхности Красной планеты могла находится дольше, чем считалось.

halo_navcam_image

MSL — космическая миссия NASA, в рамках которой в 2012 году на поверхность Марса был спущен ровер третьего поколения Curiosity. Вскоре после посадки аппарат обнаружил в кратере Гейл свидетельства того, что ранее на этом месте могло находиться крупное озеро. По одной из гипотез, возвышенность вокруг горы Шарпа, центрального пика кратера, может представлять собой остаток эродированных осадочных горных пород и озерных отложений. В декабре 2016 года ученым из LANL (США) и CNES (Франция) удалось обнаружить на Красной планете бор. Это не только подтверждает наличие воды в прошлом, но и указывает на возможность существования в ней микроорганизмов.

Однако период наличия воды на Марсе остается неизвестным. В последние годы датировка сдвигается: так, в минувшем году астрономы объявили, что реки исчезли с поверхности планеты не ранее гесперийской эры — около 2,3 миллиарда лет назад. В новой работе ученые подтвердили данные о том, что вода могла присутствовать на Марсе в амазонийскую эру (2,5–1 миллиард лет назад). Выводы основаны на данных, которые Curiosity получил в ходе поездки к горе Шарпа в 2015 году. В это время марсоход путешествовал по холмам Мюррея, а впоследствии — в районе пласта Мюррея и блока Стимсона между бассейном Бриджер и областью Марайас. Там аппарат выявил трещины со светлыми отложениями.

На основании показаний спектрометра APXS и рентгеновского дифрактометра CheMin, установленных на марсоходе, исследователи заключили, что отложения состоят из диоксида кремния, предположительно, доставленного потоками воды. Согласно анализу, частично вещество было наносным и возникло в результате выветривания, частично — диагенетическим (осадочным). На месте трещин Curiosity также обнаружил аморфный кремнезем. По мнению авторов, он мог оказаться в трещинах на этапе, когда возможность поддержания постоянных озер на Марсе уже была ограничена. Следы наблюдались в разных слоях породы, в том числе на уровне 20–30 метров выше более древних.

Таким образом, кремнезем мог поступить в трещины с подземными ручьями, которые вымывали его из древних пород. В пользу гипотезы говорит и одновременное наличие в районе наносного (оно могло сформироваться только после пересыхания озера) и осадочного материала. Авторы нового исследования не уточняют возможную датировку наличия на Красной планете воды. Тем не менее, по их словам, вода, вероятно, находилась под поверхностью небесного тела значительно дольше, чем предполагалось. Ранее ученые пришли к выводу, что поверхность Марса в большей степени аналогична Титану, чем Земле. Установить это удалось благодаря топографическому сравнению карт рельефа и рек.

Подробности исследования представлены в журнале Geophysical Research.

О десяти необычных фактах, связанных с Красной планетой, читайте в нашем материале.

Видеосюжет об исследовании / ©Los Alamos National Lab