Искусственные пребиотики защитили крыс от стресса

Искусственные пребиотики защитили крыс от стресса

Ученые показали, что употребление пребиотиков может повысить качество сна и стимулировать восстановление организма после физиологического стресса.

leeks

Известно, что стресс способен нарушать циркадные ритмы живых организмов. Кроме того, стресс может вызывать дисбактериоз, сокращая альфа-разнообразие микроорганизмов, которые населяют кишечник. Одним из способов борьбы с таким дисбактериозом является потребление в пищу пробиотиков — микроорганизмов (часто — лактобацилл и бифидобактерий), предположительно, стимулирующих восстановление кишечной микрофлоры. Прошлые работы показали, что пробиотики могут снижать интенсивность тревожной и депрессивной симптоматики.

Альтернативный подход заключается в профилактике последствий стресса с помощью пребиотиков — компонентов пищи (лука, чеснока, артишока), которые ферментируются в толстом кишечнике и помогают росту его микрофлоры. В качестве аналогов естественных пребиотиков позиционируются белок лактоферрин, молочный жир (MFGM) и полидекстроза. Однако то, могут ли эти соединения повышать стрессоустойчивость, неизвестно. Чтобы проверить это, ученые из Колорадского университета в Боулдере и других учреждений провели эксперимент.

Авторы разделили молодых крыс (в возрасте 24 дней) на две группы, после чего в течение шестидесяти дней одна из них получала пищу с добавлением пребиотика галакто-олигосахарида (GOS), полидекстрозы, лактоферрина и молочного жира. В возрасте 87 дней половина особей подвергалась воздействию электрического тока, после чего исследователи анализировали цикл сна—бодрствования и двигательную активность животных посредством имплантированных биотелеметрических устройств. Кроме того, ученые оценили количество в кале крыс бактерий Lactobacillus rhamnosus.

Результаты показали, что спустя четыре недели обогащенной диеты количество лактобактерий в кишечнике экспериментальной группы животных увеличилось примерно в четыре раза. При этом такие особи больше времени, чем контрольные, проводили в фазах медленного и быстрого (REM) сна, которые стимулируют восстановление организма и снижают риск посттравматического стресса.

По словам авторов, утверждать, что биологически активные добавки (БАД) с пребиотиками могут повышать стрессоустойчивость, преждевременно. Однако потребление естественных источников пребиотиков, вероятно, не представляет опасности.

Подробности исследования опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.