Искусственные пребиотики защитили крыс от стресса — Naked Science
27.02.2017

Искусственные пребиотики защитили крыс от стресса

Ученые показали, что употребление пребиотиков может повысить качество сна и стимулировать восстановление организма после физиологического стресса.

leeks

Известно, что стресс способен нарушать циркадные ритмы живых организмов. Кроме того, стресс может вызывать дисбактериоз, сокращая альфа-разнообразие микроорганизмов, которые населяют кишечник. Одним из способов борьбы с таким дисбактериозом является потребление в пищу пробиотиков — микроорганизмов (часто — лактобацилл и бифидобактерий), предположительно, стимулирующих восстановление кишечной микрофлоры. Прошлые работы показали, что пробиотики могут снижать интенсивность тревожной и депрессивной симптоматики.

Альтернативный подход заключается в профилактике последствий стресса с помощью пребиотиков — компонентов пищи (лука, чеснока, артишока), которые ферментируются в толстом кишечнике и помогают росту его микрофлоры. В качестве аналогов естественных пребиотиков позиционируются белок лактоферрин, молочный жир (MFGM) и полидекстроза. Однако то, могут ли эти соединения повышать стрессоустойчивость, неизвестно. Чтобы проверить это, ученые из Колорадского университета в Боулдере и других учреждений провели эксперимент.

Авторы разделили молодых крыс (в возрасте 24 дней) на две группы, после чего в течение шестидесяти дней одна из них получала пищу с добавлением пребиотика галакто-олигосахарида (GOS), полидекстрозы, лактоферрина и молочного жира. В возрасте 87 дней половина особей подвергалась воздействию электрического тока, после чего исследователи анализировали цикл сна—бодрствования и двигательную активность животных посредством имплантированных биотелеметрических устройств. Кроме того, ученые оценили количество в кале крыс бактерий Lactobacillus rhamnosus.

Результаты показали, что спустя четыре недели обогащенной диеты количество лактобактерий в кишечнике экспериментальной группы животных увеличилось примерно в четыре раза. При этом такие особи больше времени, чем контрольные, проводили в фазах медленного и быстрого (REM) сна, которые стимулируют восстановление организма и снижают риск посттравматического стресса.

По словам авторов, утверждать, что биологически активные добавки (БАД) с пребиотиками могут повышать стрессоустойчивость, преждевременно. Однако потребление естественных источников пребиотиков, вероятно, не представляет опасности.

Подробности исследования опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.

Ученые подтвердили, что долгосрочное воздействие загрязненного воздуха влияет на риск развития хронического риносинусита у людей, не страдающих аллергией.