В пятницу 13-го на Землю может обрушиться магнитная буря — Naked Science

В пятницу 13-го на Землю может обрушиться магнитная буря

Сегодня на Земле ожидается магнитная буря, вызванная тремя вспышками на Солнце, которые произошли в минувшие дни.

June_11_X1_Flare_2k

10 и 11 июня на Солнце произошли три вспышки, которые по мощности относятся к классу Х – это означает, что они обладают высшей интенсивностью рентгеновского излучения.

Напомним, что 10 июня вблизи восточного лимба были зарегистрированы 2 вспышки: вспышка Х2.2 – время максимума 15.42 мск, вторая вспышка X1.5 – время максимума 16.52 мск. Вспышки сопровождались выбросом корональной массы и всплеском радиоизлучения IV типа.

11 июня произошла третья вспышка X1, которая достигла своего пика в 14:06 по московскому времени. Выброс произошел в регионе 2087, вблизи юго-восточного лимба, т. е. в зоне двух предыдущих вспышек, зарегистрированных днем ранее.

В зависимости от мощности рентгеновского излучения солнечные вспышки делятся на пять классов: A, B, C, M и X. Минимальный класс A0.0 соответствует мощности излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность увеличивается в 10 раз.

Основной поток пролетит мимо нашей планеты, но небольшая его часть все же зацепит Землю. По данным экспертов Центра прогнозирования космической погоды, корональные выбросы массы достигнут нашей планеты сегодня, в пятницу 13-го. Это может вызвать сильную магнитную бурю.

На вопрос о том, чем же все-таки необычно и опасно это явление, ответил академик НАН Беларуси, доктор географических наук, профессор, один из ведущих белорусских ученых в области климатологии, мониторинга окружающей среды Владимир Федорович Логинов.

Если все действительно будет так, как прогнозируется, то это феноменальное явление. Дело в том, что нынешний 11-летний цикл солнечной активности (он начался в 2008 году) должен быть одним из самых низких за всю историю наблюдений. В таких низких циклах крупных солнечных вспышек, как правило, не бывает. Максимум нынешнего солнечного цикла закончился в 2012 году, после чего солнечная активность пошла на спад. Но вдруг, начиная с конца 2013 года, начала непредсказуемо возрастать. Получился так называемый двугорбый цикл, у которого две вершины. Это большая редкость. А то, что второй горб выше предыдущего такого вообще еще не было.

– Владимир Логинов, академик НАН Беларуси

Если прогнозы подтвердятся, буря может вызвать слабое воздействие на энергетические системы, на системы управления космическими аппаратами и связь. Медики предупреждают, что у большого количества людей возможны бессонница, учащение сердцебиения и перепады давления.

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.

«Сейсмические волны» колец Сатурна показали, что его ядро насыщено летучими соединениями и очень велико, занимая больше половины всей гигантской планеты.

Перекрестное исследование с участием тысяч американцев показало связь между непроизвольным вдыханием воздуха, содержащего табачный дым, и развитием такого опасного состояния, как сердечная недостаточность.