13.06.2014
Редакция Naked Science

В пятницу 13-го на Землю может обрушиться магнитная буря

Сегодня на Земле ожидается магнитная буря, вызванная тремя вспышками на Солнце, которые произошли в минувшие дни.

June_11_X1_Flare_2k

10 и 11 июня на Солнце произошли три вспышки, которые по мощности относятся к классу Х – это означает, что они обладают высшей интенсивностью рентгеновского излучения.

Напомним, что 10 июня вблизи восточного лимба были зарегистрированы 2 вспышки: вспышка Х2.2 – время максимума 15.42 мск, вторая вспышка X1.5 – время максимума 16.52 мск. Вспышки сопровождались выбросом корональной массы и всплеском радиоизлучения IV типа.

11 июня произошла третья вспышка X1, которая достигла своего пика в 14:06 по московскому времени. Выброс произошел в регионе 2087, вблизи юго-восточного лимба, т. е. в зоне двух предыдущих вспышек, зарегистрированных днем ранее.

В зависимости от мощности рентгеновского излучения солнечные вспышки делятся на пять классов: A, B, C, M и X. Минимальный класс A0.0 соответствует мощности излучения на орбите Земли в 10 нановатт на квадратный метр. При переходе к следующей букве мощность увеличивается в 10 раз.

Основной поток пролетит мимо нашей планеты, но небольшая его часть все же зацепит Землю. По данным экспертов Центра прогнозирования космической погоды, корональные выбросы массы достигнут нашей планеты сегодня, в пятницу 13-го. Это может вызвать сильную магнитную бурю.

На вопрос о том, чем же все-таки необычно и опасно это явление, ответил академик НАН Беларуси, доктор географических наук, профессор, один из ведущих белорусских ученых в области климатологии, мониторинга окружающей среды Владимир Федорович Логинов.

Если все действительно будет так, как прогнозируется, то это феноменальное явление. Дело в том, что нынешний 11-летний цикл солнечной активности (он начался в 2008 году) должен быть одним из самых низких за всю историю наблюдений. В таких низких циклах крупных солнечных вспышек, как правило, не бывает. Максимум нынешнего солнечного цикла закончился в 2012 году, после чего солнечная активность пошла на спад. Но вдруг, начиная с конца 2013 года, начала непредсказуемо возрастать. Получился так называемый двугорбый цикл, у которого две вершины. Это большая редкость. А то, что второй горб выше предыдущего такого вообще еще не было.

– Владимир Логинов, академик НАН Беларуси

Если прогнозы подтвердятся, буря может вызвать слабое воздействие на энергетические системы, на системы управления космическими аппаратами и связь. Медики предупреждают, что у большого количества людей возможны бессонница, учащение сердцебиения и перепады давления.