Визуальный хаос заставляет мозг отчаянно искать знакомые образы — Naked Science

Визуальный хаос заставляет мозг отчаянно искать знакомые образы

Ученые обнаружили нейронный механизм, который позволяет мозгу «победить» визуальный хаос и стабилизировать восприятие.

2001-a-space-odyssey-original

Современный мир меняется стремительнее, чем когда-либо раньше. Информационный хаос, порожденный бесчисленными потоками разнообразной и далеко не всегда надежной информации, заставляет нас искать хоть какой-то «маяк», на который сбитое с толку восприятие могло бы ориентироваться.

Американские ученые из Университета Питтсбурга и Университета им. Карнеги-Меллона обнаружили нейронный механизм, который позволяет мозгу удерживать восприятие в «узде» в условиях визуального хаоса.

Авторы исследования провели эксперимент на группе животных, которых сначала заставили запомнить изображения определенных предметов, а затем смотреть не отрываясь на беспорядочно и быстро сменяющийся ряд картинок, среди которых были как уже известные испытуемым, так и абсолютно незнакомые им рисунки.

В то же самое время ученые фиксировали активность нейронов подобранных для эксперимента животных в определенной части мозга – инферотемпоральной зоне, которая отвечает за визуальное восприятие объектов и их идентификацию в сознании.

Выяснилось, что в поставленных условиях нейроны этой области мозга значительно сильнее реагируют на те изображения, которые испытуемым хорошо знакомы.

Мы не ожидали обнаружить столь глубокие изменения мозговой активности просто в ответ на уже знакомые [испытуемым] вещи. Мы считаем, что это может быть механизмом, который использует мозг, чтобы освоиться в быстро меняющемся визуальном окружении.

— Карл Олсон, Университет им. Карнеги-Меллона

Ученые, вероятно, настолько воодушевились полученными выводами, что не стали дожидаться набора человеческой группы испытуемых и повторили эксперимент прямо на себе. Результаты оказались практически такими же, как и в основной части исследования.

Теперь ученые нацелены на то, чтобы доказать связь полученных результатов с механизмом оптимизации когнитивной и перцептивной деятельности мозга.