18.06.2014
Редакция Naked Science

У Меркурия есть аномалия горячего потока

Астрономы NASA впервые исследовали аномалию горячего потока у первой от Солнца планеты.

PIA16853mercury

Данные, которые использовали ученые, были получены в течение последних двух-трех лет со станции «Мессенджер». В первую очередь астрономы изучили магнитное поле Меркурия. Это сделало возможным определение направления линий электрического поля в районах областей предполагаемой аномалии. Следующим этапом работы стало измерение тепловых потоков частиц.

«Мессенджер» – американская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования Меркурия. Была запущена 3 августа 2004 года, а 18 марта 2011 года достигла орбиты Меркурия. Поскольку эта планета является одной из самых малоизученных объектов Солнечной системы, специалистами NASA была организована миссия «Мессенджер». Из-за близости Меркурия к Солнцу, а соответственно, интенсивной солнечной радиации, которая в 11 раз сильнее, чем на орбите нашей планеты, станция оснащена специальной защитной системой, которая предотвращает перегрев зонда и оборудования.

Таким образом, в результате анализа полученных данных, специалистам удалось определить турбулентные области в атмосфере Меркурия, которые связаны с аномалией горячего потока, а также источники теплового и конвективного излучений.

Подобная аномалия горячего потока, исследованная учеными, характерна также для Венеры, Земли, Марса и Сатурна. Это явление возникает на фронте околопланетной ударной волны, где солнечный ветер взаимодействует с разогретыми частицами волны. Подобное взаимодействие подвергает изменениям движение частиц – оно может отбросить их в сторону от ударной волны, и привести к возникновению так называемой аномалии горячего потока.

Явление аномалии горячего потока: солнечный ветер (белый цвет) сталкивается с ударной волной со стороны планеты (серый цвет), в результате чего возникает аномалия горячего потока (красный цвет)

©NASA/Duberstein

На сегодняшний день эти аномалии найдены у космических тел, размеры которых равны примерно от тысячи до ста тысяч километров. По мнению астрономов, определяющий фактор в формировании аномалии горячего потока – это геометрические свойства ударной волны и ее размеры, а вовсе не габариты небесного тела.

Надо сказать, что такое явление, как аномалия горячего потока характерно для ряда планет, а вот для Меркурия изучено впервые, поэтому исследование специалистов NASA помогло понять природу подобных процессов более широко.