Геометрия помогла решить загадку марсианской воды — Naked Science
14.07.2018

Геометрия помогла решить загадку марсианской воды

Физики определили, что раньше на Марсе периодически шли ливни.

Марсианскую поверхность разрезают каналы от некогда существовавших потоков воды. Международная команда ученых сравнила их геометрию с земными протоками и пришла к выводу, что четыре миллиарда лет назад на Красной планете выпадали осадки. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Ранее существовали две версии происхождения каналов. Первая: они появились в ходе таяния льдов во время вулканической активности. Вторая: их образовала дождевая вода. От того, какая теория верна, зависят выводы об истории климата планеты.

Ученые изучали углы, при которых потоки воды ветвились, и сравнивали их с земными источниками. Они обнаружили, что углы эти маленькие (в среднем 40 градусов) и напоминают те, которые образуются в засушливых регионах — например, в пустыне Аризоны. Там же, где реки постоянно возобновляют ток, углы разветвлений намного шире. Поэтому ученые исключили влияние грунтовых вод и решили, что марсианские потоки появились после обильных дождей.

Два марсианских потока, которые ученые выбрали для сравнений / Science Advances

По оценкам исследователей, условия, встречающиеся сегодня в засушливых регионах Земли, преобладали на Марсе четыре миллиарда лет назад и длились около двухсот миллионов лет. Как утверждает автор исследования Хансйорг Сейболд (Hansjörg Seybold), с исчезновением атмосферы улетучивалась и вода. Он считает, что она испарилась в космос и до сих пор может находиться рядом с Марсом. Правдоподобность этой гипотезы еще предстоит проверить.

Напоминаем, что 27 июля 2018 года пройдет самое долгое лунное затмение XXI века. В это же время Марс приблизится к Земле на минимальное расстояние за последние 15 лет. По оценкам NASA, Красную планету можно будет увидеть невооруженным глазом.