Выявлен истинный «архитектор» природных арок и колонн — Naked Science
21.07.2014
Редакция Naked Science

Выявлен истинный «архитектор» природных арок и колонн

Естественные арки и колонны, природное «строительство мостов» - результат работы внутреннего напряжения в породе, давления, вызванного собственной массой песчаника.

8405383657_fc63d1cfb8_k

Ученые из Карлова университета в Праге обнаружили, что эрозия не играет особой роли при образовании природных форм из песчаника.

Естественные арки и колонны, природное «строительство мостов» – результат работы внутреннего напряжения в породе, давления, вызванного собственной массой песчаника.

Эрозия разрушает поверхность материала, но она не формирует его. Ветер и дождь всего лишь обнажают изначальную структуру скального образования.

– Иржи Брутанс, Карлов университет в Праге

Наблюдая за взрывными работами шахтеров, доктор Брутанс заметил, что в результате взрывов в песчанике обнажаются арочные структуры, которые часто можно заметить, например, в каньонах.

«Изящная арка» / ©Flickr/Arches National Park

Пражские геологи провели над большими блоками песчаника ряд экспериментов, которые должны были имитировать процесс натуральной эрозии: циклы воздействия жары, холода, ветра и дождя.

Они обнаружили, что при правильном распределении давления и веса можно в результате воздействия искусственной эрозии получить заранее рассчитанные арки и колонны.

Двойная арка в национальном парке Арки / ©Flickr/Arches National Park

Процессом создания арок и колонн можно легко управлять, если правильно выбрать точки давления на породу. Именно напряжение в результате сил гравитации формирует природные скульптуры – и больше ничего.

– Иржи Брутанс, Карлов университет в Праге