Геологи обнаружили древнейшие породы на Земле — Naked Science

Геологи обнаружили древнейшие породы на Земле

Найдены первые остатки примитивной земной мантии, возраст которых составляет более 4,5 млрд лет.

red-planet-art

Поверхность нашей планеты весьма активна, она постоянно меняется и обновляется под действием геологических, климатических и биологических процессов. Поэтому обнаружить вещество, которое относится к самым ранним этапам существования Земли, практически невозможно. Удалось это лишь недавно благодаря работе группы ученых из Канады и США. О находке Мэттью Джексон (Matthew Jackson) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и его коллеги сообщают в журнале Science.

Как и прочие тела Солнечной системы, Земля сформировалась из материала протопланетного облака. Первые десятки миллионов лет своей жизни планета переживала суровые бомбардировки остатками этого вещества и другими молодыми телами. Последним актом этой пьесы – и одним из самых важных для нас – стал удар неустановленного тела размером примерно с Марс. Его вещество частично перемешалось с веществом самой Земли, кроме того, большие количества оказались на орбите, где со временем сформировали Луну.

Геологи уже давно не питают особых надежд найти материал, относящийся к очень раннему периоду, – более 4,4 млрд лет назад. Считается, что это вещество уже многократно «переплавлялось» и перераспределялось последующими процессами. Однако мало-помалу ученым удается открывать следы все более и более древних пород.

Одним из указаний на такой головокружительный возраст могут служить следы вольфрама. В земных минералах вольфрам-182 распределен почти равномерно и в очень малых количествах: показано, что он образуется в ходе радиоактивного распада гафния-182. Этот изотоп гафния, в свою очередь, на Земле уже не встречается и существовал лишь в очень ранней Солнечной системе.

В количествах более 15 частей на миллион вольфрам-182 встречается лишь в самых древних породах современной Земли. И такие породы Джексон с коллегами нашли в двух географически разделенных областях: в море Баффина на севере Атлантики и на плато Онтонг-Ява на западе Тихого океана. По оценке геологов, эти породы мало изменились с эпохи рождения Земли, а возраст их оценивается в головокружительные 4,5 млрд лет.