Генетика собак рассказала о миграциях древних людей
26.04.2017

Генетика собак рассказала о миграциях древних людей

История выведения новых пород в перспективе может помочь в поиске опасных заболеваний у животных.

sobaki_0

Собаки сопровождали людей тысячелетиями. Возраст самых древних собачьих останков, найденных рядом с человеческими, — около 14 000 лет. Ученые считают, что Canis lupus familiaris могли стать друзьями человека и гораздо раньше –– до 36 000 лет назад.

История миграций животных может рассказать многое и о миграциях человечества, но задачу осложняет существование множества пород собак. При этом понятие «порода» нельзя считать строго научным термином: оно не используется в биологической систематике, зачастую критерии деления на породы разнятся в различных источниках. Например, Международная кинологическая федерация признает около 350 пород, в других источниках число может доходить до 500.

Тем не менее, есть ряд давно сложившихся пород животных, генетические особенности которых связаны с различными этапами истории человечества. В новом исследовании ученые проанализировали геномы 1346 собак, относящихся к 161 современной породе. Результатом работы стала самая крупная на сегодняшний день «карта», отражающая взаимосвязь пород.

Визуализация карты пород собак, журнал Cell Reports

Исследователи еще раз подтвердили тот факт, что большая часть собак в США происходит от европейских предков. Однако ученым удалось установить связи некоторых пород с так называемыми «собаками Нового Света» — одним из подвидов семейства псовых. Предполагается, что животные вместе с хозяевами перешли Берингов перешеек и заселили территорию Америки. Потомки этих людей стали американскими индейцами, а собаки образовали характерные породы. К ним относятся современные ксолоитцкуинтли и перуанские голые собаки.

Основываясь на некоторых результатах исследования, можно сделать выводы о менее отдаленных временах. Особую группу на карте образуют «подружейные собаки», например, золотистый ретривер или английский коккер-спаниель. Все они возникли на протяжении викторианской эпохи — появление новых видов огнестрельного оружия потребовало новых функций от охотничьих собак.

Все исследованные породы на карте, журнал Cell Reports

Ученые считают, что их работа поможет не только отследить связи между породами собак. Многие породы имеют склонность к определенным болезням — эпилепсии, сахарному диабету, раку. Дальнейшие исследования помогут установить, каков риск проявления этих заболеваний у собак связанных между собой пород.

Статья опубликована в журнале Cell Reports.

Ранее ученые пришли к выводу, что собак одомашнили дважды: в Европе и в Азии. Сегодня в мире доминирует «азиатский» тип животных.