09.10.2014
Редакция Naked Science

Генетик: эволюция скрипок подобна эволюции живых организмов

Генетик из США решил проследить за тем, как менялись на протяжении веков скрипки. По его мнению, эволюция музыкальных инструментов имела природные черты.

fourcenturie

В центре внимания ученого оказались струнно-смычковые музыкальные инструменты: скрипки, виолончели, альты и контрабасы. Было решено проследить эволюцию формы корпуса от момента возникновения инструментов вплоть до наших дней.

Дэниэл Читвуд посвятил себя изучению растений; местом его работы является Центр растениеводства им. Дональда Дэнфорта. Оригинальный эксперимент с инструментами, по его мнению, может лучше понять эволюцию растений. В случае со скрипками можно видеть характерную для природы взаимосвязь между внешним видом разных поколений.

Считается, что скрипка имеет народное происхождение. Ее прародителями стали такие инструменты как ребараб, кобыз, фидель и кротта. Свой теперешний вид инструмент приобрел в XVI веке, а в XVII веке скрипка получила широкое распространение.

Ученый разделил скрипки на четыре группы, каждую из которых он назвал по имени основателей течения: Антонио Страдивари, Джованни Паоло, Андреа Амати, Маджини и Якоб Штайнер. Специалист считает, каждую из групп рассматривать как некий род или класс (по аналогии с природой).

Форма корпуса того или иного инструмента зависит, в том числе, от родственных связей мастеров. Ничего странного в этом нет, ведь накопленный одним мастером опыт передавался его сыновьям. Вот только схожие по форме инструменты изготовляли даже дальние родственники, никогда не видевшие друг друга.

Передачу опыта в деле изготовления музыкальных инструментов от отца к сыну ученый сравнивает с дрейфом генов, а изменения популярных форм – с наследственностью и мутацией. Создание копий инструментов исследователь сравнил с мимикрией – сходством между разными видами животных, которые принадлежат к различным отрядам, семействам и родам.

Ознакомиться с результатами необычного опыта можно в журнале PLOS One.