Юпитер в горошек — Naked Science

Юпитер в горошек

Телескоп Hubble сделал снимок Юпитера, на диске которого видны сразу три его крупнейших спутника – Каллисто, Ио и Европа.

heic1504g_1280

Специалисты, работающие с данными телескопа Hubble, представили уникальные снимки Юпитера, сделанные в момент прохождения трех крупнейших лун газового гиганта – Каллисто, Ио и Европы – по его диску.

Эта «блуждающая» тройка спутников Юпитера (плюс Ганимед) относится к числу «галилеевских спутников» – они были открыты итальянским астрономом Галилео Галилеем в XVII веке. Периоды их обращения вокруг планеты варьируются от 2 до 17 дней.

Луны Юпитера часто «проходятся» в одиночку по его диску и отбрасывают тени на облака планеты. Однако одновременный транзит сразу трех спутников – относительно редкое явление, происходящее один или два раза в десятилетие.

Снимки этого космического «рандеву» были сделаны телескопом Hubble 24 января 2015 года. На изображении слева показан момент начала события: на диске Юпитера отобразились Ио, Каллисто и их тени, а также тень Европы. На изображении справа, сделанном спустя 42 минуты, на диске планеты появилась Европа, а тень Ио покинула его пределы.

©NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

На представленных фотографиях можно заметить различие размытости теней, отбрасываемых спутниками. Это связано с расстоянием от луны до планеты. Кроме того, помимо дистанционной разницы Каллисто, Европа и Ио имеют отличные друг от друга цвета. Покрытый древними кратерами Каллисто – преимущественно коричневый, Европа с гладкой ледяной поверхностью – желто-белая, а Ио, который имеет вулканическую поверхность из двуокиси серы, – желто-оранжевый.

Фотографии были получены в видимом свете камерой Hubble Wide Field Camera 3, предназначенной для наблюдений в широком диапазоне волн.

Транзит трех спутников Юпитера по его диску / ©YouTube/HubbleESA