«Феминизм» вирусов объяснили дальновидностью — Naked Science

«Феминизм» вирусов объяснили дальновидностью

Британские ученые пришли к выводу, что повышенная смертность мужчин от инфекций связана с возможностью передачи возбудителя от матери к ребенку. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

201503343-1

Известно, что многие патогены более вирулентны для мужчин, чем для женщин. Так, мужчины в 1,5 раза чаще умирают от туберкулеза и в пять раз чаще страдают раком миндалин вследствие орального заражения папилломавирусом. Как правило, феномен связывается с разницей в силе иммунного ответа у разных полов. Однако точные механизмы явления изучены недостаточно.

В новой работе ученые из Колледжа Ройял-Холлоуэй сместили внимание с носителей на возбудителей инфекций. В основу гипотезы легло предположение о том, что организм женщин является для патогенов более ценным: помимо горизонтальной передачи (например, половым путем), они могут передавать инфекцию вертикально — ребенку во время беременности.

Для проверки этого фактора авторы построили математическую модель. Она показала, что возбудители, которые могут передаваться горизонтальным и вертикальным путем, теоретически должны испытывать эволюционное давление, становясь менее вирулентными для женщин. Иными словами, такие патогены должны вызывать у женщин более легкие формы заболевания.

Затем ученые применили теорию к Т-лимфотропному вирусу 1 типа (HTLV-1), который может передаваться половым путем и при грудном вскармливании. Причем в Японии заражение HTLV-1 в два-три раза чаще приводит к развитию лимфомы у мужчин, чем у женщин, тогда как на островах Карибского моря половой разницы не наблюдается. Объяснить феномен очевидными факторами невозможно.

Согласно наблюдениям, в Японии вместе с тем преобладает вертикальный путь передачи вируса, тогда как на Карибах — половой. Это согласуется с новой теорией: в первом случае эволюция вынуждает патоген «щадить» женщин, играющих важную роль в его распространении; на островах Карибского моря такой необходимости нет, что подтверждается различиями в заболеваемости лимфомой.

Как вирус распознает женский организм, пока неясно. Однако по мнению соавтора работы Винсента Янсена (Vincent Jansen), в этом нет ничего невозможного: женский и мужской организмы имеют различия в гормональных и других молекулярных сигнальных путях. В соответствии с этими различиями возбудитель может регулировать экспрессию факторов вирулентности.

Команда ученых применила метод баркодирования ДНК в исследовании экскрементов летучих мышей вида Trachops cirrhosus. Как оказалось, эти рукокрылые питаются не только лягушками и ящерицами, но и колибри, а также другими летучими мышами.