Шедевры живописи ? источники исторических сведений о климате — Naked Science

Шедевры живописи ? источники исторических сведений о климате

Вулканические извержения, выбросившие в атмосферу гигантское количество золы и пепла, окрасили закаты в удивительные багровые тона. Изучая картины старых мастеров, ученые получили ценные сведения об исторических изменениях климата на Земле.

Caspar_David_Friedrich_0192

Катастрофические вулканические извержения в начале 19 века на долгие годы оставили напоминание о себе в виде необычайно ярких красок закатов.

Лучи солнечного света, рассеянные капельками серной кислоты в атмосфере, окрасили небеса в удивительные багровые тона, заменившие привычные голубые.

Многих знаменитых художников поразительное зрелище вечернего неба вдохновило на создание шедевров. Один из них, «Женщина и закат солнца», написанный в 1818 году, принадлежит кисти немецкого мастера Каспара Давида Фридриха.

За два года до создания этой картины мир потряс целый ряд вулканических извержений, выбросивших в атмосферу гигантское количество пепла.

Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета».

Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Группа специалистов тщательно исследовала пропорции красных и зеленых оттенков на изображениях закатов старых и новых мастеров, начиная с 1500-го и кончая 2000-ым годом.

Оказалось, что, вне зависимости от стиля художника на полотнах, написанных непосредственно после вулканических извержений, небо изображалось в более красных тонах, нежели в периоды низкой вулканической активности.

Ученые утверждают, что полученные ими результаты хорошо согласуются с известными данными об уровне загрязнении земной атмосферы в различные исторические периоды.

Картины старых мастеров в качестве свидетельств различных климатических явлений могут стать ценным источником данных для историков и климатологов.

Статья с результатами исследований опубликована в онлайн-версии журнала Atmospheric Chemistry and Physiсs.

Лишь немногие из современных птиц приспособлены к охоте по ночам. Поэтому палеонтологи давно ищут истоки таких способностей у их предков — динозавров. Международной команде ученых удалось обнаружить такого представителя группы «ужасных ящеров».

Ученые впервые исследовали, как разветвляется тело морских червей, которые начинаются одной «головой» и имеют сотни концов с анальными отверстиями.