Эмбрионы самок уличили в активном уничтожении тканей самцов

Эксперименты на мышах показали, что развитие по женскому типу – не просто пассивный выбор, но и активное уничтожение «мужских» деталей.

Первые недели развития будущих женщин и мужчин протекают одинаково, лишь затем у некоторых из них начинается выделение тестостерона и других мужских гормонов, которые направляют развитие в соответствующую сторону. Так, к концу первого месяца внутриутробного развития из мезодермы зародыша формируется первичный мочеточник (Вольфов проток), который впоследствии у мужчин превращается в семявыносящий проток, а у женщин остается рудиментом. И наоборот, ткани Мюллерова протока у женских эмбрионов формируют матку и другие половые органы, а у мужских – редуцируются.

На первых этапах развития у зародыша присутствуют и те, и другие ткани, причем редукция Мюллерова протока, как и все развитие по мужскому типу, происходит активно, под действием соответствующих гормонов, а женский тип считается вариантом пассивным, «по умолчанию». Однако Хамфри Яо (Humphrey Yao) и его коллеги из Национального института здоровья окружающей среды (NIEHS) готовы пересмотреть эту истину: в статье, опубликованной журналом Science, они показали, что уничтожение женским эмбрионом «мужских» тканей Вольфова протока – тоже активный процесс.

Ученые исследовали взаимодействие клеток Вольфова протока у эмбрионов самок мышей с окружающими тканями, обнаружив белок COUP-TFII, который участвовал в этих коммуникациях. Чтобы выяснить его роль, они заблокировали его работу, получив ГМ-эмбрионы, не несущие нужного гена. К большому удивлению авторов, такие животные сохраняли и Вольфов, и Мюллеров протоки. На всякий случай проверив эмбрионы, они убедились: манипуляции не привели к тому, что эмбрионы самок стали производить тестостерон, который мог бы привести к сохранению тканей Вольфова протока. Дело было в организме самой самки.

Яо и его коллеги считают, что COUP-TFII служит одним из белковых маркеров, помечающих ткани, которые в ходе развития организма должны быть «разобраны» и «отправлены на переработку». Такие клетки не просто «рассасываются», а целенаправленно выбираются созревающим организмом самки, после чего уничтожаются. Теперь ученые планируют выяснить, происходит ли то же самое и у людей. Нарушения процесса нормального редуцирования тканей протоков могут вести к сложным и трудноизлечимым заболеваниям, связанным с бесплодием, а то и развитием рака.

Фалькон 9 для коммерческих пусков обходится дешевле,...