Дядя Сэм против: почему США до сих пор используют российские ракетные двигатели — Naked Science
21.09.2017
12 минут
Редакция
10

Дядя Сэм против: почему США до сих пор используют российские ракетные двигатели

Вопреки распространенному мнению, никакой «тотальной» зависимости Соединенных Штатов от отечественных ракетных двигателей РД-180 нет. При этом американцы могут использовать российские изделия вплоть до середины 2020-х, когда начнут применять BE-4 или AR1 — его аналоги.

preview1
История эксплуатации
 

Поставки США ракетных двигателей РД-180 стали притчей во языцех. В самой России творение НПО «Энергомаш» даже является в каком-то смысле символом «отсталости США и превосходства РФ». В Америке применение РД-180 тоже наделало немало шуму. Связано это, прежде всего, с ухудшением отношений между странами и позицией «ястребов» — политиков, традиционно яро отстаивающих американские национальные интересы.

 

Масла в огонь недавно подлило издание The Wall Street Journal, заявив, что российские «движки» военные США хотят применять минимум до 2024 года. А в этом году американская United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, производящее ракету Atlas 5) получит от «Энергомаша» солидную партию в более чем 30 двигателей РД-180.

 

Так что же собой представляет яблоко раздора? РД-180 является двухкамерным жидкостным ракетным двигателем. Создали его в середине 90-х, но назвать его абсолютно новым, даже для того времени, нельзя. Базой для двигателя послужил советский РД-170, работы по которому стартовали еще в 70-е. Именно его использовали на ракете-носителе «Энергия» — самой мощной из всех когда-либо созданных советских ракет. Безусловно, очень удачная для своего времени конструкция дала новым версиям двигателя путевку в жизнь, и трудности 90-х не стали роковой преградой.

 

РД-180 / ©wikipedia

 

РД-180 начали эксплуатировать в 2000-м и продолжают это делать по сей день. При этом, вопреки распространенному мнению, полной зависимости США от этих двигателей нет. РД-180 Соединенные Штаты используют только на первой ступени тяжелой ракеты-носителя Atlas 5. На второй и третьей ступенях установлены «исконно» американские RL-10A-4-2, разработанные компанией Rocketdyne.

 

©skyships

 

Активно применяемой американцами ракете Delta IV российские двигатели не нужны вовсе. Там используют американские RS-68A и RL-10B-2. Ну и, наконец, самое главное: технологический лидер ракетно-космической отрасли — компания SpaceX — использует на первой и второй ступенях ракет Falcon 9 новые жидкостные двигатели собственной разработки Merlin 1D+ и Merlin 1D+ Vacuum. Это современные высокотехнологичные изделия, которые могут прослужить США еще много десятилетий. Они, вероятно, останутся на плаву спустя много лет после отказа от РД-180 и упомянутых выше RL-10 (тоже, в общем-то, далеко не новых).

 

РД-180 — не единственный отечественный ракетный двигатель, который проявил себя в США. На американо-украинской ракете «Антарес» одно время устанавливали лицензированные в США модификации двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62). Во время последнего запуска модернизированной версии ракеты использовали более новый РД-181.  

 

(Не)преодолимые противоречия

 

И все-таки применение РД-180 на одной из главных американских ракет вызывает бурю негодования в США. Ракету Atlas 5 американцы используют в том числе для стратегических целей. Именно ее применили в четырех из пяти запусков орбитального самолета Boeing X-37 — пожалуй, самого загадочного космического аппарата наших дней. По мнению целого ряда солидных экспертов, он является ни много ни мало прообразом боевого космолета. Вывод на орбиту разведывательных и военных спутников связи тоже часто лежит на плечах Atlas 5.

 

Boeing X-37 / ©NASA

 

При желании это можно назвать «недальновидностью руководства США». Но, скорее всего, все дело в американском прагматизме. Как это часто бывает с отечественными разработками, технологии которых появились еще в советские годы, цена РД-180, по западным меркам, относительно невысока. По состоянию на 2010 год, стоимость одного такого двигателя составляла 9 млн долларов. Сейчас точная цена неизвестна, но ряд источников называют сумму в 11–15 миллионов. В то же время ранее заявленная цена применяемого на первой ступени ракеты Delta IV жидкостного двигателя RS-68 составляла примерно 20 млн долларов.

 

Другая трудность уже технологического плана. Довольно непросто заменить один двигатель на другой, не внося при этом значительных переделок в конструкцию ракеты и не жертвуя ее характеристиками. Так что внезапного «порыва патриотизма» от создателей Atlas 5 ждать не следует.

 

Власти США, конечно, могли бы в приказном порядке запретить применение РД-180. Но не все так просто. Уже сейчас цену запусков ракеты Falcon 9 в интересах Пентагона оценивают примерно в 90 млн долларов. Это дороже коммерческих запусков ракеты, но дешевле, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся. Это нанесет удар по United Launch Alliance — главному конкуренту SpaceX — и станет еще одним важным шагом на пути к монополизации компанией Илона Маска американского рынка ракетно-космических запусков, чего Белый дом пытается не допустить. В этом случае может пострадать национальная безопасность, не говоря уже о том, что любая монополия — это, как говорится, не есть хорошо для экономики.

 

Falcon 9 / ©SpaceX 
 
Новое время — новые двигатели

 

Выход американцы все-таки нашли — создание новых двигателей. Сейчас United Launch Alliance активно разрабатывает ракету Vulcan — преемника Atlas 5. В сотрудничестве с Blue Origin BE-4 совместное предприятие создает и новый кислородно-метановый двигатель BE-4, который хотят применять на новой ракете. В мае 2017-го один BE-4 потеряли во время испытаний, однако, судя по всему, это не скажется на судьбе изделия. Сейчас осуществить первый запуск ракеты с использованием BE-4 планируют не ранее 2019 года.

 

BE-4 / ©SpaceFlight Insider

 

Кроме этого, в недрах компании Aerojet Rocketdyne работают над еще одним американским двигателем будущего — AR1. Говорят, что это изделие разрабатывают не столь интенсивно, как BE-4. Однако есть у проекта AR1 и свои плюсы. Его, например, можно будет устанавливать не только на ракету Vulcan, но и на Atlas 5 вместо РД-180. Как и отечественная разработка, он является жидкостным ракетным двигателем закрытого цикла. В качестве топлива будут использовать керосин, в качестве окислителя — кислород. BE-4, как мы уже отмечали, работает на жидком метане.

 

В общем, выбор у американских ракетостроителей имеется. И можно быть почти полностью уверенным, что его сделают не в пользу РД-180. Есть мнение, что российские ракетные двигатели могут быть востребованы в Китае. Но это другая тема для дискуссий. Сотрудничество с Китаем далеко не всегда приносит свои «дивиденды». 

Позавчера, 11:52
4 минуты
Сергей Васильев

В янтаре сохранились не только перья динозавров, но и пившие их кровь насекомые мелового периода.

Вчера, 13:51
23 минуты
Александр Березин

Спутниковые снимки показывают: отказ от пахоты в Штатах ведет к росту урожайности при снижении затрат. Россия, где был создан этот метод, сегодня его почти не применяет. Разбираемся, почему так получилось и чем он лучше традиционной вспашки.

Позавчера, 18:58
37 минут
Александр Березин

Поток новостей показывает каждое научное открытие как необычно важное, отчего бывает сложно выделить самые значимые. Вот наша версия десятки самых выдающихся научных достижений года. Расскажем о них поподробнее.

9 декабря
3 минуты
Денис Гордеев

Меняющаяся структура глобального рынка автомобилей приведет к массовым сокращениям.

7 декабря
4 минуты
Илья Ведмеденко

Эксперты измерили радиолокационную заметность нового шведского корвета типа «Висбю»: она оказалась чрезвычайно малой.

Вчера, 19:02
5 минут
Полина Гершберг

Для женщин, которые хотят получить пользу от тренировок, важнее всего создать привычку.

15 ноября
6 минут
Никита Шевцов

Ученые впервые воспроизвели в реальности парадокс друга Вигнера. В результате физики выяснили, что квантовые явления субъективны: каждый наблюдатель может иметь свои альтернативные факты насчет них, и все они будут правдивы.

4 декабря
39 минут
Александр Березин

В 2017 году от рака умерло 9,6 миллиона человек, и с каждым годом эта цифра будет расти. Есть ли способы остановить наступление этой болезни на человеческие жизни?

9 декабря
3 минуты
Денис Гордеев

Меняющаяся структура глобального рынка автомобилей приведет к массовым сокращениям.

[miniorange_social_login]

Комментарии

10 Комментариев

Ванечка
16:59
-
0
+
Пиндосы поступают куда умнее наших политиканов. Выгодно - используют несмотря на батхерт у ястребов и политические демарши. Не выгодно - перестанут использовать еще и объявят "санкционным продуктом" Только наши ушлепы норовят отморозить ушки назло американскому дядюшке. Но до запрета экспорта РД-180 не додумались даже самые упоротые депутаты. Что в сущности лучше всего показывает кто от кого зависит. А зависит Россия от американских денег. И никуда от этого не деться сколько ни выпей кваса на ночь.
ulogin_vkontakte_87747008
16:59
-
0
+
Илья Ведмеденко--статью можно было уложить в пару строк__в Америке пытаются повторить советские двигатели и не зависеть от России,так это мы уже и так давно знаем,но при этом ещё нужно добавить,что и Россия не стоит на месте.
    Илья Ведмеденко
    16:59
    -
    0
    +
    1. Не пытаются повторить советские двигатели, а делают новые. BE-4 это не копия РД-180 2. На месте не стоит, но и ничего принципиально нового здесь за последнее время не сделала. И уже не сделает, похоже.
ulogin_vkontakte_5493996
16:59
-
0
+
Это дороже коммерческих запусков ракеты, но дешевле, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся. В этом абзаце явно нарушена логика. Возможно, правильно - Это дешевле коммерческих запусков ракеты, но дороже, чем военные запуски Atlas 5. Если власти США запретят United Launch Alliance применять РД-180, то запуски Atlas 5 банально прекратятся.
    Илья Ведмеденко
    16:59
    -
    0
    +
    нет, логика не нарушена.
      ulogin_vkontakte_5493996
      16:59
      -
      0
      +
      В таком случае я не понимаю, в чем смысл данной статьи? Если запуск Атласа и так дороже Фалькона и коммерческих запусков, то какой смысл запрещать РД180, если он и так экономически не выгоден? Строим логику: "Фалькон" дороже "коммерческих запусков". "Фалькон" дешевле "Атлас 5". Переносим и трансцендируем. "Атлас 5" дороже "Фалькон" дороже "Коммерческие запуски".
        Илья Ведмеденко
        16:59
        -
        0
        +
        Фалькон 9 для коммерческих пусков обходится дешевле, чем Фалькон 9 для военных. Атлас 5 для военных дороже, чем Фалькон для военных. Атлас 5 - дорогой. Если запретить РД180, будет вообще аут полный для американских конкурентов Маска. Это плохо, т.к. Маск тогда рискует стать монополистом. Поэтому пока разрешают РД180 власти США, попутно давая деньги United Launch Alliance, чтобы они новую ракету создавали. Уже без РД180.
          ulogin_vkontakte_5493996
          16:59
          -
          0
          +
          ИМХО, проблема высосана из пальца. Если Атлас 5 дорогой даже с РД180, то этот проект сам загнётся со временем. Зачем его запрещать? А конкурентов Маску - выше крыши. Кроме НАСА есть ещё европейские, китайские ракеты. Вон, вроде ещё и Индия с Японией подтянулись....
ulogin_facebook_266613627055542
16:59
-
0
+
Илья Ведмеденко, попробуйте перечислить все американские технологии, которые Россия использует каждый день во всех областях своей жизни. Не нужно писать статью размером вроде этой, просто попробуйте их все перечислить на одной странице. И тогда поймете, куда России стоит засунуть своё чрезмерно раздутое самолюбие по поводу одной технологии, к тому же-чудом спасённой от уничтожения по приказу тупых властей.
    Илья Ведмеденко
    16:59
    -
    0
    +
    Я не совсем понял, к чему вы клоните. В статье рассматривается конкретно этот вопрос. Вопрос довольно важный. И для России, и для Америки.

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: