30.08.2017
Редакция Naked Science
1 297

Древние усатые киты оказались зубастыми хищниками

Древние предки современных фильтраторов планктона имели очень острые зубы, явно предназначавшиеся для охоты на крупную добычу.

basilosaurus

Совсем недавно мы писали про ископаемого беззубого дельфина (т. е. зубатого кита), вероятно, добывавшего себе пропитание фильтрацией. Описание его останков, в сочетании с некоторыми иными палеонтологическими открытиями, позволяет думать, что эволюция китообразных была не столь проста и линейна, как может показаться. Но выясняется, что эта история еще интереснее.

Существуют две основные группы китообразных: зубатые киты и усатые. К первой относятся активные хищники, от дельфинов до кашалотов. Ко второй — фильтраторы, питающиеся выцеженным из морской воды планктоном и мелкой рыбешкой. Произнося слово «кит», мы обычно имеем в виду именно их — очень больших и, как кажется, слегка флегматичных.

Эволюционные пути обеих групп разошлись где-то в конце палеогена. Усатые киты по мере специализации обзавелись «фильтром» из китового уса, через который сейчас и процеживают свой обед. А в начале своего развития они умели цедить воду сквозь зубы, примерно так же, как сейчас это делают некоторые тюлени. Во всяком случае, так думали до сих пор.

Зубы современных хищников и ископаемых китов.  / © royalsocietypublishing.org

Палеонтологи из австралийских университетов Виктория и Монаша произвели сканирование черепов ископаемых китообразных — предков нынешних усатых китов. Используя трехмерные сканеры, ученые получили объемные изображения зубов, в большинстве случаев скрытых от глаз горной породой. Полученные модели сравнивались с такими же, сделанными для современных плотоядных животных.

В исследовании приняли невольное участие четыре представителя современных ластоногих, четыре — современных сухопутных хищников и восемь окаменелостей древних китообразных. Результаты оказались неожиданными. Древние киты, предки мирных усатых увальней, имели острые зубы в целом того же типа, что и современные хищники. Представить себе процеживание воды через них довольно затруднительно, перед нами — арсенал активного охотника, предназначенный для захвата, удержания и кромсания добычи.

Это означает, что предки нынешних усатых китов когда-то были активными хищниками. Для того чтобы стать фильтраторами, их потомкам затем пришлось радикально изменить способ питания и весь связанный с ним арсенал.

Подробности исследования можно увидеть в статье ученых, опубликованной в Biology Letters.