Древние скотоводы отсрочили процесс превращения Сахары в пустыню, а не ускорили — Naked Science

Древние скотоводы отсрочили процесс превращения Сахары в пустыню, а не ускорили

Ученые узнали, что древние скотоводы на самом деле своими действиями «перенесли» превращение Сахары в пустыню на 500 лет вперед. Это противоречит раннему убеждению, что люди способствовали опустыниванию этой зоны.

sahara

Сахара не всегда была пустыней. Во время периода неолитического субплювиала, который продолжался примерно с 7500 года до н. э. по 3500 год до н. э., Сахара и вообще Северная Африка были зелеными и плодородными. Пустыню так и называют «зеленой Сахарой». Однако затем климат изменился, стал жарким и засушливым, а ранее богатая растениями зона превратилась в пустыню. В 2017 году геологи из Сеульского университета выдвинули гипотезу, что быстрому опустыниванию Сахары способствовали в том числе люди, а именно скотоводы, племена которых обосновались в регионе около 8000 лет назад. Ученые предположили, что уменьшение растительного покрова из-за выпаса животных привело к увеличению количества солнечного света, отражающегося от поверхности, и, как следствие, сделало дожди более редкими.

Сейчас группа археологов и географов из Университетского колледжа Лондона и Королевского колледжа Лондона предположила, что древние скотоводы, наоборот, своей деятельностью дали «зеленой Сахаре» еще около 500 лет существования. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Nature Communications.

Скотоводы могли это сделать, разработав сложные методы возделывания и улучшения почвы. Исследователи пришли к такому выводу, проанализировав результаты моделирования процесса превращения Сахары в пустыню. Модель описывала климатические изменения и изменения в количестве растительности в этом регионе. Она основывалась на таких данных, как количество энергии, поступающей от Солнца, количество углекислого газа в атмосфере и другие. Модель показала, что «зеленая Сахара» должна была исчезнуть гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Это говорит о том, что скотоводы жили в этом регионе дольше, чем предполагалось, и методы, которые они использовали, помогли им адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Как говорит один из авторов исследования, стратегии, используемые скотоводами, — сезонный перегон скота и выборочный выпас — помогли им поддерживать ухудшающуюся экосистему.

В пустыне Сахара нетрудно найти доказательства обитания там человека. Эти доказательства — тысячи наскальных рисунков, на которых изображены сцены охоты и скотоводства. Недавно ученые предложили снова освоить территорию и «озеленить» ее. Свою идею они продемонстрировали при помощи моделирования климата: если покрыть Сахару большими солнечными и ветряными электростанциями, то количество дождей в регионе станет больше и там снова вырастут растения.