05.07.2014
Редакция Naked Science

Конец ледникового периода объяснили мощным выбросом CO2

Джеймс Рэ из Сент-Эндрюсского университета  связал завершение последнего ледникового периода с довольно сильным выбросом двуокиси углерода (СО2) из глубин северной части Тихого Океана, который помог ледникам растаять. До сих пор считалось, что CO2 мог прийти только из донных вод Атлантического и Антарктического океанов.

3841778037_08096918e5_o

Джеймс Рэ в ходе исследования установил, что  восточноазиатские муссоны и пути циклонов умеренных широт отразились на количестве выпадающих над северным Тихим океаном осадков. Приповерхностные воды тогда стали спокойнее  и превратились в более соленые. В глубине океана же сформировалась соленая и плотная масса глубинных вод. Согласно данным климатической модели, это способствует тому, что из океана в атмосферу обильно выделяется двуокись углерода.

С точки зрения геологии, повышение содержания CO2 в атмосфере произошло слишком быстро. И тем не менее, сопоставить этот показатель с современными темпами роста СО2 нельзя – сегодня это происходит гораздо быстрее. Как отмечает Джеймс Рэ, сегодняшние выбросы могли бы остановить еще один ледниковый период.

Данные были получены исследователями при помощи изотопного анализа раковин фораминифер (тип простейших одноклеточных организмов из группы протистов), которые были взяты со дна океана на глубине 3648 метров.

Благодаря новым геохимическим способам ученым удалось реконструировать уровень кислотности воды.  На основе полученных результатов ученые определили, как океан и атмосфера обменивались CO2.

К слову, некоторые формы фораминифер обитают в солоноватых и пресных водоемах; встречаются формы, обитающие на большой глубине в рыхлом жидком илу (до 16 м от поверхности дна).