Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
10.06.2014
Редакция Naked Science

Инопланетный разум невозможен из-за климатических изменений?

Открытие огромного количества потенциально обитаемых экзопланет заново поднимает известный парадокс Ферми: почему мы до сих пор не вступили в контакт с инопланетянами? Возможно, климатологи наконец-то смогли дать на него вразумительный ответ.

415775main_earthlike-exoplanet-full

Великий физик XX века Энрико Ферми, когда его спросили о возможности существования инопланетных цивилизаций, ответил встречным вопросом: «Ну и где же они?».

По мнению ученого, любой разум, достигнув уровня межзвездных полетов, неизбежно за короткий (по космическим меркам) промежуток времени заполонил бы всю Галактику, включая и нашу Землю.

Ну и где же они? – спрашивается в ставшем с тех пор популярным парадоксе Ферми.

Ответить на него с тех пор пытались многие специалисты. Некоторые из них сомневаются в принципиальной осуществимости межзвездных полетов, другие считают, что любая разумная цивилизация, в конце концов, должна самоуничтожиться.

Каждое открытие новой потенциально обитаемой экзопланеты заново поднимает вопрос о внеземном разуме. По современным расчетам, один только Млечный Путь должен  насчитывать сотни миллионов планет, пригодных для возникновения жизни.

Совсем недавно была обнаружена скалистая экзопланета, по массе равная 17 Землям. Ранее считалось, что на таких небесных телах атмосфера должна быть настолько плотной, что показатели температуры и давления у поверхности не позволят возникнуть на них жизни.

Необычная твердая планета «Кеплер-10с», обнаруженная международной группой ученых, оказалась в 17 раз тяжелее Земли

©David A. Aguilar (CfA)

Однако, как оказалось, у «Мега-Земли» сравнительно тонкий атмосферный слой, а это означает появление совершенно новой крупной категории потенциально обитаемых миров.

Так почему же у человечества не было до сих пор контакта с инопланетным разумом?

Вполне возможно, что виной тому климатические изменения. При этом разуму не обязательно самоуничтожаться, постоянно повышая температуру биосферы. Звездная эволюция может привести к тому, что климат, подходящий для развития жизни, может ухудшиться еще задолго до того, как на планете возникнет разум.

Но как же в таком случае объяснить факт нашего существования на Земле?

Согласно расчетам, температура поверхности Солнца за последние 500 млн лет повысилась на 4%, а значит, на Земле температура должна была возрасти на 10°C. Однако современные геологические данные свидетельствуют, скорее, об обратном эффекте.

Если экстраполировать данные на всю историю существования жизни на Земле, за 4 млрд лет средняя температура возросла бы на 100°C, т. е. первые живые организмы должны были появиться в вечной мерзлоте. Но наукой доподлинно установлено, что уже в то время наша планета была покрыта океанами.

Ответ, который дают ученые, прост и вместе с тем удивителен: Земле невероятно повезло. Геологические, а затем и биологические процессы, происходящие на нашей планете, параллельно компенсировали увеличивающийся поток тепла от Солнца.

Земная атмосфера развивалась таким образом, что она все эффективнее отражала солнечные лучи, поддерживая на протяжении миллиардов лет идеальный умеренный климат, необходимый для развития жизни на планете, эволюция которой, в конце концов, привела к возникновению разумного биологического вида – человека.

Очень маловероятно, что среди сотен миллионов потенциально обитаемых миров найдется большое количество планет, способных регулировать свой климат в течение достаточно долгого промежутка времени до появления разумных видов. Вполне возможно, что именно в этом и заключается разгадка парадокса Ферми.