Чтение меняет мозг — Naked Science

Чтение меняет мозг

Хорошие книги ? интересный и доступный способ «проапгрейдить» свои мозги: доказано наукой.

5975002281_7f9cf5c5fe_b

Все мы замечали, что чтение хорошей книги заставляет сопереживать ее героям, в каком-то смысле жить их жизнью ? а часто и менять свою собственную. Оказывается, это не просто фигуральное выражение, а вполне серьезное научное заявление, подтвержденное экспериментально. Нейрофизиологи обнаружили, что после прочтения художественного произведения, структура мозга изменяется.

Исследование влияния, которое оказывает чтение на активность мозга, до сих пор фокусировалось, в основном, на самом процессе чтения. А вот Грегори Бёрнс (Gregory Berns) с коллегами решили использовать томограф, чтобы взглянуть на более долговременные эффекты. Отобрав около 20-ти студентов-добровольцев, ученые провели эксперимент, занявший около 20-ти дней подряд.

©Flickr/ Shane

Все участники опыта должны были читать «Помпеи», роман Роберта Харриса, описывающий трагическое извержение Везувия в эпоху Древнего Рима. По словам ученых, книга была выбрана за исключительную увлекательность сюжета и драматичность изложения, из-за которых оторваться от нее практически невозможно.

Итак, в первые пять дней эксперимента каждое утро все участники просто приходили в лабораторию для сканирования в томографе: ученым необходимо было получить изначальную картину. В течение следующих девяти дней каждый вечер они читали по одной из глав романа, а по утрам снова являлись к томографу. Здесь они отвечали на вопросы небольшого теста, проверявшего, действительно ли они читали роман, и внимательно ли читали, а затем экспериментаторы снова проводили сканирование их мозга в состоянии покоя, с помощью фМРТ. Ежеутренние сеансы томографии продолжились еще пять дней ? авторы хотели поискать возможный «отложенный» эффект от чтения.

И действительно: в левой височной доле, где находятся ключевые центры речи, в «читальные дни» и после них подопытные демонстрировали рост числа связей между нейронами. «Мы назвали это «теневой активностью», она напоминает «мышечную память»», ? говорит Грегори Бёрнс.

Аналогичный эффект наблюдался и в центральной борозде, которая тесно связана с моторными и двигательными центрами: местные нейроны ответственны за создание внутренних репрезентаций ? моделей тела, его положения и движений. Просто представьте, как вы бежите по дороге ? и вы активируете нейроны своей центральной борозды. «Эти нейроны как бы переносят вас в тело, в шкуру героя книги», ? поясняет Бёрнс.

Ученые подчеркивают, что эти изменения не являются кратковременной, моментальной реакцией мозга на чтение: все они фиксировались и на следующее утро после чтения, и вплоть до пятого дня после прочтения последней главы. Насколько долго они сохраняются, к сожалению, пока неизвестно. Авторы добавляют: «Если уж чтение случайно взятой книги имеет такое воздействие, ваш любимый роман наверняка будет иметь куда больший и длительный эффект».