«Буксировка и утилизация» звезд поможет цивилизации будущего противостоять расширению Вселенной — Naked Science

Через миллиарды лет расширение Вселенной сделает ресурсы и энергию соседних звезд практически недоступными: чтобы обеспечить себя, высокоразвитой цивилизации придется буксировать их поближе.

dyson-sphere-artist-2

Даже если какой-нибудь цивилизации разумных существ удастся выжить, не уничтожив себя, добиться успеха и развиться до невероятно высокого уровня, рано или поздно ей предстоит встретиться с исключительно серьезным вызовом: расширением Вселенной. Через миллиарды лет расстояния между звездами станут так велики, что сделают практически невозможными перелеты между ними, а их ресурсы и энергию — недоступными даже для весьма развитой цивилизации.

Решение этой, казалось бы, безвыходной ситуации предложил профессор Чикагского университета Дэн Хупер (Dan Hooper), статья которого представлена в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org. Ученый обращается к известной идее сферы Дайсона — колоссального инженерного сооружения, которое окружает звезду целиком или почти целиком, позволяя использовать всю ее энергию. Возможно, именно такие «электростанции» будут питать высокоразвитые цивилизации — и помогут им какое-то время противостоять расширению Вселенной.

Хупер считает, что часть собранной сферой Дайсона энергии может быть направлена на перемещение самой звезды. Множество таких звезд, «отбуксированных» в искусственно созданное скопление, смогут удерживаться вместе, давая разумным существам достаточно энергии на довольно длительный срок. Разумеется, ученый даже не рассматривает вопрос о том, какие именно формы энергии и способы перемещения звезд могут при этом использоваться (по его словам, «это все равно что спрашивать пещерного человека, как едет автомобиль»). Однако он оценил, какие именно звезды оптимальны для такого проекта — средних размеров: небольшие не дают достаточно энергии, а слишком крупные сжигают свои запасы водорода чересчур быстро и не могут стать подходящими долговременными источниками энергии.

Знаменитый коллега Хупера, гарвардский астрофизик Ави Леб, однако, скептически оценивает эти рассуждения. По его словам, никакой буксировки звезд и не понадобится: природа уже создала за нас весьма обширные и массивные звездные скопления, буквально купающиеся в энергии. Они удерживаются вместе естественной силой гравитации, не требуя больших энергозатрат и усилий. Гравитация же удержит их вместе и тогда, когда расширение унесет на огромные расстояния соседние области Вселенной. Цивилизации останется лишь переселиться поближе к одному из таких богатых регионов.

Группа биологов смогла отключить ген, отвечающий за длину хвоста у зародыша рыбы данио-рерио, во время экспериментов с геномным редактором CRISPR/Cas13d. Они уверены, что в будущем это поможет разобраться в том, как развиваются эмбрионы человека.