21.08.2014
Редакция Naked Science
2 366

Ученые: инъекции ботокса замедляют развитие рака

Инъекции ботокса в определенные нервы замедляют рост раковых клеток в опухоли, блокируя нейромедиатор ацетилхолин; «Ботокс» (Botox) – это нейротоксин, использующийся как косметологический препарат при подтяжке лица.

140820164315-large

Новое исследование, проведенное международной группой ученых под руководством Тимоти Ванга (Timothy C. Wang) из Медицинского центра при Колумбийском университете (Нью-Йорк), показало, что нервная система играет ключевую роль в развитии онкологических заболеваний, а блокирование нервов, окружающих опухоль, существенно замедляет рост раковых клеток.

Эти выводы были сделаны на основе экспериментов на мышах, больных раком желудка. Ученые провели ваготомию – хирургическую операцию по блокировке нервных сигналов, в данном случае вокруг желудка мышей. Дальнейшие тесты показали, что темпы развития опухоли заметно снизились, а смертность среди прооперированных мышей упала.

Ученые на этом не остановились и испытали фармакологический метод блокировки нервов вокруг опухоли – использовали определенный препарат, который вводили мышам. Выбор пал на известный нейротоксин ботулотоксин, широко использующийся в косметологии для подтяжек лица  и более известный под торговой маркой «Ботокс» (Botox).

Инъекции ботокса лишают нервные клетки возможности передавать определенный нейромедиатор – ацетилхолин. При использовании в косметологии это помогает разгладить лицевые морщины, вызывая временный паралич мускулов лица. Поскольку ацетилхолин также отвечает за стимулирование размножения клеток, то его блокировка закономерно приводит и к замедлению роста раковых клеток находящейся в «нервной блокаде» опухоли – что и доказали ученые.

Недостатком нового способа противоракового лечения является то, что он проверен на данный момент лишь на ранних стадиях развития рака.

В дальнейшем команда Ванга планирует сначала изучить эффективность совмещения разработанного ими метода с традиционными способами лечения рака (химиотерапией), а затем заняться исследованиями по применению ботокса против уже развившегося рака.

В будущем мы действительно намерены изучить, как можно использовать данный метод, чтобы остановить рост опухоли на более поздних стадиях.

Тимоти Ванг, Медицинский центр при Колумбийском университете