29.06.2016
Редакция Naked Science

Богомолы становятся каннибалами ради потомства

Ученые нашли объяснение известной привычке самки обыкновенного богомола (Mantis religiosa) откусывать голову своему сексуальному партнеру.

909214543_654f1f9393_o
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Как пишет Phys.org, склонность самки богомола к каннибализму объясняется эволюцией, заставившей ее заботиться о потомстве. Съеденный самец продолжает обеспечивать потомство, становясь для него источником еды.

В ходе исследования ученые из Университета штата Нью-Йорк во Фредонии и австралийского Университета Маккуори накормили самцов богомола сверчками с отслеживаемыми радиоактивными аминокислотами, а затем отправили их к самкам. Половину самцов исследователи после спаривания оперативно спасли, другая половина была съедена. Затем ученые проследили путь аминокислот через пищеварительную систему самок и далее в отложенных яйцах. У самок, которые успели съесть своих партнеров, наблюдалось увеличение кладки яиц. Большая часть аминокислот при этом не ассимилировалась в организме матерей, а перешла в яйца.

В природе у богомолов каннибализмом заканчиваются, как правило, 13–28 % сексуальных контактов. Во время сезона спаривания самцы составляют до 63% «меню» самок. Напомним, сексуальный каннибализм достаточно широко распространен среди пауков, и наиболее ярким его примером является черная вдова. Причина этого явления кроется в том, что самка во время соития тратит очень много энергии, недостаток которой тут же восполняет, пожирая самца.