Биологи рассказали о причинах гибели 200 000 сайгаков в Центральной Азии — Naked Science

Биологи рассказали о причинах гибели 200 000 сайгаков в Центральной Азии

Исследователи установили, какие причины привели к гибели 200 000 сайгаков в Центральной Азии в 2015 году. Эпидемии среди животных способствовали высокая температура и влажность воздуха. По мнению ученых, из-за глобального потепления такие эпидемии будут происходить все чаще.

Международная группа ученых подвела итоги расследования причин массовой гибели сайгаков в Центральной Азии, случившейся в 2015 году. Тогда на протяжении трех недель погибло до 200 тысяч животных — значительная часть мировой популяции. Это поставило под угрозу многолетнюю работу по восстановлению численности редкого вида. Основной причиной смерти животных стало заражение пастереллезом, но эпидемию вызвал комплекс различных факторов, включая жару и высокую относительную влажность воздуха.

Мировая популяция сайгаков не впервые пострадала от массовой гибели животных. В 1981 году только бетпакдалинская популяция (Казахстан) потеряла до 70 тысяч животных, в 1988-м — 255 тысяч.

Анализ останков погибших животных провели несколько независимых лабораторий в разных странах мира. Сайгаки оказались заражены бактерией Pasteurella multocida, возбудителем пастереллеза (геморрагической септицемии). Это объясняло симптомы, включая внутреннее кровотечение, обнаруженное при вскрытии животных. По словам ученых, в норме бактерии Pasteurella multocida могут обитать в организме здоровых сайгаков, не причиняя вреда. Чтобы болезнь распространилась так широко, необходим «спусковой крючок», изменение внешних условий или внутренняя причина в организме сайгаков.

Ученые проанализировали данные о предыдущих случаях массовой гибели животных. Чаще всего они происходили весной, в апреле или мае. В это время самки сайгаков приносят потомство — иммунитет у детенышей низкий, организм самок в этот период ослабляют последствия родов. Исследователи выяснили, что и в обоих случаях в 1980-х, и в 2015 году падежу предшествовали высокие температуры и влажность воздуха. Они способствовали активному размножению бактерий, и ослабленные животные не справились с болезнью. Какие именно механизмы делают бактерию опасной в теплой среде, пока неизвестно. Исследователи считают, что в будущем из-за глобального потепления такие события будут происходить часто: начиная с 2010 года зоологи почти ежегодно фиксируют эпидемии в различных популяциях сайгаков.

Животным угрожают не только болезни. Сайгаки регулярно становятся добычей браконьеров — с 1990-х годов объемы незаконной охоты остаются высокими. Ученые считают, что без комплекса мер защиты мировая популяция сайгаков может сократиться настолько, что восстановить ее уже не получится.

Ранее ученые выяснили, что причиной гибели около 150 000 пингвинов в начале 2010-х годов стал гигантский айсберг.