Биологи нашли у зародышей клеточную «застежку-молнию» — Naked Science

Биологи нашли у зародышей клеточную «застежку-молнию»

Впервые показано, как работа белков клеточного скелета позволяет эмбриону образовывать полую и герметичную бластоцисту.

blastocyst0

Вскоре после соединения сперматозоида и яйцеклетки и серии первых делений зародыш образует бластоцисту, которая подсоединяется к стенке матки. Это полый мешочек размером в доли миллиметра, состоящий из нескольких десятков или сотен клеток и надежно изолировавший внутреннее пространство от внешней среды. Процесс его образования исследовали ученые из австралийского Университета Нового Южного Уэльса, статья которых опубликована в журнале Cell.

В ходе экспериментов с живыми интактными эмбрионами мышей, развивавшимися «в пробирке», ученые визуализировали волокна и нити белков, которые синтезируются в клетках на стадии бластоцисты и позволяют им менять форму, образуя герметичный «клеточный мешочек». Для этого белковые микротрубочки клеточного скелета, расположенные у ее внешнего полюса, выстраивают кольцо из белка актина и двигают его к центру. Узкое кольцо сдавливает клетку и меняет ее форму, создавая полость.

Микротрубочки на внешнем полюсе клетки проталкивают актиновое кольцо ближе к середине, меняя ее форму. Кольца соседних клеток соединяются миозиновой «застежкой-молнией» / ©Steve Graepel

Когда кольца соседних клеток соприкасаются, они по всей длине скрепляются друг с другом с помощью белка миозина, закрывая все межклеточные просветы. Авторы сравнивают этот механизм с работой застежки-молнии, которая соединяет актиновые кольца, не оставляя свободных участков. Такой процесс уже известен биологам: актиновые кольца используются некоторыми клетками для координации группового движения и деления.