04.07.2018
Редакция Naked Science

Астрономы смоделировали древнюю катастрофу на Уране

Компьютерное моделирование показало, как столкновение с крупным небесным телом могло изменить вращение Урана и «искорежить» его магнитное поле.

uranus0

Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца в общей плоскости и сами ориентированы относительно нее почти одинаково. Лишь Уран выделяется в этом ряду, вращаясь практически на боку: его ось отклонена на целых 98 градусов. Трудно поверить, что это произошло «само по себе», и астрономы уже давно предполагают, что к такому положению ледяной гигант пришел после одного или нескольких столкновений с другими крупными телами.

Детали той далекой катастрофы раскрыло компьютерное моделирование, проведенное недавно Якобом Кегеррейсом (Jacob Kegerreis) из британского Даремского университета и его коллегами. Суперкомпьютер позволил детально обсчитать более 50 сценариев удара и рассмотреть варианты, приводящие к нужному результату — тем же ориентации и скорости вращения, что и у настоящего Урана. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Работа подтвердила предыдущие расчеты о размерах таинственного тела: судя по всему, оно было исключительно крупным — как минимум вдвое тяжелее Земли. Столкновение произошло около четырех миллиардов лет назад, еще в молодой Солнечной системе. Основной удар пришелся по касательной и смог изменить вращение Урана, но при этом позволил ему удержать как минимум 90 процентов своей атмосферы.

©Jacob Kegerreis, Durham University

От него остались и другие следы — например, в виде колец и многочисленных спутников гигантской планеты. Их плоскость вращения также наклонена относительно плоскости Солнечной системы — поскольку они образовались из вещества, оказавшегося на орбите после столкновения. Дальние, «нерегулярные» луны Урана, демонстрирующие другие варианты орбит, могли быть захвачены уже после этого события.

Два полушария Урана в ИК-диапазоне, снятые телескопом Keck в 2004 г. / ©Lawrence Sromovsky, University of Wisconsin-Madison, W.W. Keck Observatory

Кроме того, такой удар мог передать массу энергии в недра планеты, создав в них участки расплавленного льда и пород. Это, в свою очередь, может объяснить специфические особенности магнитосферы Урана: она сильно отклонена от оси вращения, смещена относительно его геометрического центра примерно на треть радиуса планеты и вообще несимметрична. Такая аномалия тоже могла возникнуть после давнего столкновения.