Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
12.07.2017
Редакция Naked Science

Астрономы обнаружили самую маленькую звезду

Ученые нашли рекордно миниатюрную звезду – меньше Юпитера.

star0

Такие миниатюрные размер лежат, видимо, у самой границы допустимого для звезд главной последовательности, в недрах которых происходят термоядерные превращения водорода. Будь звезда еще меньше, давление, создаваемое ее гравитацией, не могло бы поддерживать эти процессы. Кроме того, такие небольшие и сравнительно тусклые объекты могут быть особенно интересны с точки зрения поиска возле них небольших, каменистых планет, способных сохранять жидкую воду на своей поверхности – аналогов нашей Земли. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом Astronomy & Astrophysics.

Кембриджский астроном Александр Фон Бётихер (Alexander von Boetticher) и его коллеги сообщают о звезде EBLM J0555-57Ab, расположенной примерно в 600 световых годах от Солнца. «Эта звезда меньше и, видимо, холоднее большинства экзопланет, газовых гигантов, – говорит Александр Фон Бётихер. – Наблюдать такие тусклые и легкие звезды часто бывает сложнее, чем многие крупные планеты. По счастью, мы можем находить их, используя ту же технику, что и для поиска экзопланет».

Звезда является частью двойной системы, и именно периодическое движение EBLM J0555-57Ab вокруг ее компаньонки позволило астрономам использовать метод Доплера, обычно применяющийся для поиска экзопланет, и даже «экзопланетный» телескоп, WASP. Обращаясь вокруг более крупной соседки, EBLM J0555-57Ab заставляет ее слегка «раскачиваться» в своем положении. По параметрам этих изменений ученые смогли оценить размеры и массу EBLM J0555-57Ab: 0,84 радиуса  Юпитера (0,084 радиуса Солнца сравнимо с Сатурном) и 85 масс Юпитера (0,081 масс Солнца).

Звезды-карлики и планеты-гиганты. Слева направо: Юпитер, Сатур, EBLM J0555-57Ab и TRAPPIST-1 / ©Boetticher et al., 2017

Легко отметить, что размеры EBLM J0555-57Ab почти на треть меньше, чем даже у такой небольшой звезды как TRAPPIST-1, зато плотность исключительно велика, и притяжение на поверхности звезды в 300 раз превышает земное. «Наша работа показывает, насколько малыми в принципе могут быть звезды, – сказал Александр Фон Бётихер. – Буть она лишь немногим меньше, термоядерные реакции слияния водорода в ее ядре не могла бы поддерживаться – и звезда стала бы коричневым карликом».