Астрономы: для жизни на Proxima b нужны атмосфера и магнитное поле — Naked Science

Астрономы: для жизни на Proxima b нужны атмосфера и магнитное поле

Тусклая, но слишком близкая звезда постоянно угрожает потенциально обитаемой планете Proxima b. Ученые показали, что жизнь здесь невозможна, если у нее нет атмосферы и магнитного поля, как на Земле.

proxi

С тех пор как у ближайшей к нам Проксимы Центавра обнаружилась экзопланета, да еще и в «обитаемой зоне», ученые уделяют ей особое внимание. В новой работе продемонстрировано, что вспышки на звезде должны представлять серьезную опасность для любой возможной жизни на ее планете. Орбита Proxima b так мала, что полный годовой оборот по ней она совершает всего за 11,2 земных суток. В силу этой близости активные вспышки на звезде могут быть исключительно опасны для любой жизни на планете. Лишь плотная атмосфера и сильное магнитное поле могли бы справиться с защитой. Осталось лишь узнать, есть ли у Proxima b то или другое.

Проксима Центавра – ближайшая к Солнцу звезда, расположенная всего в 4,25 световых годах (около 40 трлн км) пути. Она является частью системы Альфа Центавра, включающей еще две звезды, более близкие и тесно связанные друг с другом. Вращающаяся вокруг нее экзопланета Proxima b всего в 1,3 раза больше Земли. Несмотря на близость звезды, расстояние до которой составляет лишь около 5% расстояния от нас до Солнца, средняя температура на поверхности планеты держится около -40 °C. Дело в самой Проксиме Центавра: эта звезда – красный карлик, который почти в 10 раз меньше Солнца и в 1000 раз более тусклый.

Однако в статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, американский астрофизик Димитра Атри (Dimitra Atri) рассказывает, что если на Proxima b и есть жизнь, то она должна находиться под постоянной угрозой мгновенного вымирания из-за вспышек активности Проксимы Центавра. В самом деле, частицы, которые время от времени выбрасывает Солнце, иногда достигают Земли и могут вызывать геомагнитные бури. По счастью, магнитное поле планеты отклоняет львиную долю заряженных частиц, а атмосфера экранирует почти все, что проникает глубже.

Точно так же все происходит и на Proxima b: хотя звезда и очень тусклая, она слишком близка к планете. По словам Атри, ей требуются как минимум такая же плотная атмосфера и такое же мощное глобальное магнитное поле, как у Земли, иначе никакая жизнь не сможет продержаться здесь долго. «Думаю, преждевременно называть Proxima b обитаемой, – прокомментировал работу сам ученый. – Множество факторов определяет способность планеты поддерживать биосферу. Только дополнительные наблюдения помогут по-настоящему прояснить эту ситуацию».

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.