Астрономы: для жизни на Proxima b нужны атмосфера и магнитное поле

Тусклая, но слишком близкая звезда постоянно угрожает потенциально обитаемой планете Proxima b. Ученые показали, что жизнь здесь невозможна, если у нее нет атмосферы и магнитного поля, как на Земле.

С тех пор как у ближайшей к нам Проксимы Центавра обнаружилась экзопланета, да еще и в «обитаемой зоне», ученые уделяют ей особое внимание. В новой работе продемонстрировано, что вспышки на звезде должны представлять серьезную опасность для любой возможной жизни на ее планете. Орбита Proxima b так мала, что полный годовой оборот по ней она совершает всего за 11,2 земных суток. В силу этой близости активные вспышки на звезде могут быть исключительно опасны для любой жизни на планете. Лишь плотная атмосфера и сильное магнитное поле могли бы справиться с защитой. Осталось лишь узнать, есть ли у Proxima b то или другое.

Проксима Центавра – ближайшая к Солнцу звезда, расположенная всего в 4,25 световых годах (около 40 трлн км) пути. Она является частью системы Альфа Центавра, включающей еще две звезды, более близкие и тесно связанные друг с другом. Вращающаяся вокруг нее экзопланета Proxima b всего в 1,3 раза больше Земли. Несмотря на близость звезды, расстояние до которой составляет лишь около 5% расстояния от нас до Солнца, средняя температура на поверхности планеты держится около -40 °C. Дело в самой Проксиме Центавра: эта звезда – красный карлик, который почти в 10 раз меньше Солнца и в 1000 раз более тусклый.

Однако в статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, американский астрофизик Димитра Атри (Dimitra Atri) рассказывает, что если на Proxima b и есть жизнь, то она должна находиться под постоянной угрозой мгновенного вымирания из-за вспышек активности Проксимы Центавра. В самом деле, частицы, которые время от времени выбрасывает Солнце, иногда достигают Земли и могут вызывать геомагнитные бури. По счастью, магнитное поле планеты отклоняет львиную долю заряженных частиц, а атмосфера экранирует почти все, что проникает глубже.

Точно так же все происходит и на Proxima b: хотя звезда и очень тусклая, она слишком близка к планете. По словам Атри, ей требуются как минимум такая же плотная атмосфера и такое же мощное глобальное магнитное поле, как у Земли, иначе никакая жизнь не сможет продержаться здесь долго. «Думаю, преждевременно называть Proxima b обитаемой, – прокомментировал работу сам ученый. – Множество факторов определяет способность планеты поддерживать биосферу. Только дополнительные наблюдения помогут по-настоящему прояснить эту ситуацию».

Аватар пользователя Евгений Зиновьев